Папа Александр Борджиа, совестливый грешник и евреи
На модерации
Отложенный
Следует заметить, что в официальном лексиконе католического церковного права вместо понятия «папа» употребляется определение «римский понтифик», то есть верховный жрец. Кроме того, титулатура католического первосвященника содержит такие наименования как «наместник Иисуса Христа», «наследник князя апостолов» (Петра), «патриарх Запада», «примас Италии» и ряд других.
В средние века папы часто подписывались смиренно-аскетически — слуга слуг Божиих. В полном соответствии с католической доктриной римский епископ должен был унаследовать все атрибуты власти, которые имел Петр, возглавлявший коллегию двенадцати апостолов. Отсюда вытекает непререкаемый постулат, согласно которому законные преемники Петра вполне легитимно обладают властью над всем западным миром.
Римские папы, среди которых помимо Петра и правившего в XII веке Анаклета II наверняка были и другие евреи, в целом относились к «избранному» народу достаточно толерантно, хотя и составили целый свод законов, сильно ограничивающих в правах эти «заблудшие души».
Окружение папы Григория Великого (VI век) постоянно внушало понтифику, что евреи если и обращаются в христианство, то только ради выгоды, оставаясь иудеями в душе, на что папа неизменно отвечал: «Зато их дети и внуки станут настоящими подвижниками истинной веры!» Что же касается основной массы евреев, не пожелавших припасть к живительному источнику «истинной веры», на них в полной мере распространялись положения, записанные еще в старинном кодексе императора Юстиниана, где, в частности, утверждалось следующее.
Необходимо по возможности устранять евреев от всяческих сношений с христианами.
Нельзя допускать, чтобы евреи пользовались какой-либо властью над христианами (например, были хозяевами над подмастерьями).
Исполнение обрядов еврейской религии не должно быть публичным.
Справедливости ради следует отметить, что хотя бы теоретически папы в основном осуждали всякие проявления насилия над евреями, включая принудительное крещение.
За два с лишним тысячелетия святой престол занимали более 260 римских пап, каждый из которых вносил ту или иную лепту в наполненную постоянными притеснениями, тревожную жизнь евреев Запада. В этом списке, как уже отмечалось, вряд ли встречаются явные юдофобы, хотя не менее затруднительно отыскать и тех, кто покровительствовал евреям. И все-таки случаи справедливого отношения к сим «заблудшим душам» были не столь уж редки. Впрочем, даже среди тех римских первосвященников, чью деятельность в этом плане можно было бы оценить вполне позитивно, есть тот, с чьим понтификатом связана добрая, благодарная память.
ПУТЬ К ВЕРШИНЕ
Род Борджиа, вышедший из среды бедных испанских рыцарей арагонского королевства, в начале XV века переселился на территорию Италии. 1 января 1432 года в этой семье появился на свет мальчик, чье родовое имя для многих станет символом множества пороков — немыслимой роскоши, утонченного разврата и изощренных убийств с помощью яда и кинжала. Даже само рождение маленького Родриго приписывалось кровосмесительной связи, якобы случившейся у его матери с собственным братом, сделавшимся позднее папой Калликстом III.
Уже в раннем детстве мальчик выделялся среди сверстников удивительными способностями к разным наукам, искусствам и овладению иностранными языками, а достигнув совершеннолетия, стал исключительно успешным адвокатом. Однако, несмотря на триумфальные победы в судебных процессах, пылкому Родриго вскоре наскучило это рутинное занятие, и он надел мундир. Когда же его дядя (а быть может, отец) был избран папой, он настоял, чтобы его любимец отказался от военной карьеры и облачился в сутану.
Благодаря столь высокому покровительству молодой человек стремительно прошел несколько ступеней церковной иерархии и в возрасте 24 лет стал кардиналом. К этому времени Родриго заметно выделялся среди римских прелатов не только умом и образованностью, но и чрезвычайно представительной, магнетической внешностью, которая в сочетании с изысканными манерами и проникновенным голосом заставляла трепетать от восторга женские сердца.
Когда его могущественный покровитель внезапно умер, многие вокруг злорадно предрекали успешному выдвиженцу головокружительное падение, но ожидания недругов не оправдались, так как Пий II — новый папа — также благоволил к молодому кардиналу. Этому во многом способствовала неутомимая подвижническая деятельность Родриго Борджиа на своем посту, за что в народе его прозвали Соломоном за мудрость, Иовом за терпимость и Моисеем за верность Божиим законам и установлениям. В католицизме издавна существовал закон целибата, согласно которому представители духовенства не имели права вступать в брачные отношения, дабы церковные землевладения не дробились между наследниками. Однако, несмотря на строгость закона, большинство иерархов с легкостью обходили данный запрет и имели неофициальные семьи. Естественно, не упустил подобной возможности и красавец Родриго, имевший от разных женщин нескольких детей, двое из которых — Чезаре и Лукреция — сыграли заметную роль в итальянской средневековой истории.
Как это нередко случается в жизни, выдающиеся духовные и интеллектуальные качества в течение долгих лет препятствовали Родриго Борджиа вознестись на вершину власти, так как завидовавшие ему высшие чины духовенства каждый раз предпочитали видеть на престоле святого Петра менее значительную и амбициозную личность. Так продолжалось до 1492 года, оставившего по себе печальную память у евреев не только Испании, но и всего мира.
НАПЕРЕКОР ИНКВИЗИЦИИ
В 1480 году, находясь под сильным давлением клерикалов, испанский король Фердинанд II подписал указ о создании в стране института инквизиции — специального духовного трибунала для наказания еретиков и неверующих. Ни для кого не являлось секретом, что означенное учреждение в первую очередь было направлено против так называемых новых христиан, то есть обращенных в христианство евреев, именуемых марранами.
К указанному времени общее число этих вынужденных прозелитов превышало 100 тысяч человек. Под благовидным предлогом борьбы с теми, кто тайно исповедует Моисееву веру под личиной христианства, а на самом деле просто жаждая заполучить для себя имущество успешных и богатых людей, инквизиторы в массовом порядке стали совершать жестокие расправы над марранами. Даже не уличенные в тайном отправлении иудейских обрядов, а только заподозренные в подобном преступлении часто подвергались изуверским пыткам, дабы вырвать у несчастных вожделенное признание.
Уступая напору набравшей политическую силу инквизиции, во главе которой в этот период находился знаменитый Торквемада, слабовольный Фердинанд издал эдикт об изгнании евреев с территории испанского королевства. Вся Европа, несмотря на царившие там достаточно сильные юдофобские настроения, удивилась безумному поступку испанских правителей, а турецкий султан иронически поблагодарил короля за то, что тот разорил свою страну и обогатил Османскую империю массовым наплывом умных и деятельных людей.
В такой вот обстановке 26 августа 1492 года, через месяц после смерти предыдущего понтифика Иннокентия VIII, в присутствии послов многих государств состоялась торжественная интронизация 60-летнего Родриго Борджиа, вошедшего в историю под именем папы Александра VI.
Делегация еврейской общины Рима скромно ожидала нового предстоятеля церкви у боковых колонн Латеранского дворца, чтобы преподнести ему старинный свиток Торы и золотой семисвечник на массивном золотом подносе. Благосклонно выслушав поздравления, папа выразил одобрение еврейскому Закону, правда, слегка покритиковав его толкование. Еще больше удивил всех следующий поступок понтифика.
Спустя несколько месяцев после завершения торжеств интронизации в вечный город как на последнее прибежище прибыло много несчастных изгнанников, надеявшихся на милость нового папы. Однако еврейская община Рима, опасаясь, что из-за наплыва испанских соплеменников может ухудшиться ее собственное положение, обратилась к понтифику с просьбой не допускать изгнанников в Рим. Александра VI настолько шокировало и разгневало их бессердечие, что он приказал оштрафовать еврейскую общину на 2 тысячи дукатов, а беженцам милостиво разрешил поселиться в Риме и его окрестностях.
Наряду с беженцами открыто исповедующими иудейскую религию, в Рим прибыли и несчастные марраны, повсеместно жестоко преследуемые инквизицией. Получив от своего посла в Риме донесение о том, что «враги христианства» находят самый радушный приют святого престола, король Фердинанд в ультимативной форме потребовал от понтифика немедленного изгнания всех евреев и марранов, дабы «…очистить от этого бедствия христианские земли».
Не желая открыто конфликтовать с Испанией, сделавшейся к тому времени идеологическим центром европейского католицизма, папа инсценировал удаление евреев и марранов из Рима, разместив их неподалеку и предоставив возможность тихо, по одиночке или малыми группами постепенно возвращаться в город. Таким же спектаклем, разыгрываемым для умиротворения представителей инквизиции, являлись судебные процессы над марранами, которых после принесения ими торжественного обещания отказаться от «ереси» быстро отпускали на свободу.
Широкую известность приобрело покровительство, оказываемое Александром VI доктору Бонету — талантливому врачу и астроному из Прованса. Приблизительно в 1498 году папа, исключительно ценивший медицинские познания Бонета, сделал его своим личным лекарем, причем эту должность доктор из Прованса успешно сочетал с обязанностями главного раввина Рима. Свою книгу по астрономии, получившую высокую оценку у европейских ученых, Бонет посвятил Александру VI, извинившись в предисловии за то, что не настолько хорошо владеет латинским языком, чтобы донести до любимого понтифика все красоты астрономической науки. При папском дворе Бонет пользовался огромным влиянием, а верхний этаж его роскошного особняка представлял собой надежно укрытую от враждебных взоров уютную маленькую синагогу.
Тем временем, памятуя о ненадежности и зыбкости положения многих своих предшественников, папа стремился закрепить с таким трудом добытую власть с помощью различных политических манипуляций. Так, его любимый старший сын Чезаре получил кардинальскую мантию, младший отпрыск Джованни сочетался браком с племянницей испанского короля, а красавица дочь — развратная Лукреция последовательно выдавалась замуж за влиятельных и богатых аристократов.
Опасаясь быстро возрастающего могущества папы, его многочисленные противники сумели уговорить недалекого и тщеславного французского короля Карла VIII предпринять военную акцию против Рима. По пути в папскую резиденцию французские войска проследовали через Флоренцию, где их приветствовал теократический глава города, лютый враг Александра VI неистовый Савонарола.
3 декабря 1494 года французы вступили в папскую область. Потрясенный понтифик вынужден был укрыться в Замке святого ангела, откуда вступил в длительные и трудные переговоры с Карлом. Умиротворив агрессора неаполитанской короной, папа сумел организовать мощную антифранцузскую коалицию итальянских городов. Разумеется, под знамена Борджиа встали и все итальянские евреи, на собственной шкуре успевшие испытать власть интервентов.
Успешно справившись с агрессией Карла VIII, папа немедленно нанес разящий удар по позициям Савонаролы — своего главного идейного противника и возмутителя спокойствия, флорентийского мракобеса. Понтифик сумел добиться ареста и казни этого фанатика, по наущению которого местные маргиналы сожгли тысячи бесценных рукописей.
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Озабоченный постоянной борьбой со своими политическими противниками, Александр VI уделял благоустройству вечного города сравнительно мало внимания. Будучи от природы человеком незлобивым и благожелательным, он скорее был готов прощать, нежели карать, однако оказался достаточно безвольным перед ближайшим окружением, в первую очередь перед лицом своего непомерно честолюбивого сына. Не испытывая ни малейшей склонности к духовной деятельности, Чезаре Борджиа сложил с себя кардинальский сан и после удачного брака сделался герцогом, рассчитывая со временем объединить под своей рукой всю Италию.
Прославленный итальянский философ и историк Макиавелли, будучи большим поклонником Чезаре и понимая, какой огромный вред наносит стране ее политическая раздробленность, посвятил властолюбивому сыну папы свой знаменитый труд «Государь». Такого же высокого мнения о младшем Борджиа был и Леонардо да Винчи, служивший некоторое время при его дворе военным инженером.
Что касается Лукреции, которую молва считала порождением демонов и обвиняла во всех смертных грехах, включая инцест с собственным отцом, то, согласно последним исследованиям, все эти слухи можно считать сильно преувеличенными.
Александр VI умер в августе 1503 года при загадочных обстоятельствах. На протяжении многих лет в исторической науке господствовала версия, в соответствии с которой во время торжественного обеда папа случайно выпил бокал вина, предназначенный им для отравления одного из неугодных кардиналов. Новейшие же данные свидетельствуют, что смерть понтифика носила вполне естественный характер.
Веками усиленно муссировалось мнение об Александре Борджиа как о человеке, готовом продать и крест, и алтарь, и самого Господа Бога. Ходили даже слухи, что папа совершил тайный обряд обрезания.
Надо полагать, что истина заключается в том, что этот предстоятель римской церкви наряду со всеми своими слабостями и пороками обладал той мерой совести, которая столь необходима всякому государственному и религиозному деятелю для того, чтобы равно и справедливо относиться к своим подданным независимо от их духовных предпочтений и традиций.
Борис Якубович
Комментарии