Императрица Клеопатра и евреи

На модерации Отложенный

7 малоизвестных фактов об отношении Клеопатры к евреям и еврейским общинам.

Новость о том, что популярная израильская актриса Галь Гадот собирается сыграть в новом фильме о Клеопатре саму императрицу, в определенной среде вызвала целый шквал протестов. Критики обвинили актрису в совершении «геноцида» и присвоении чужого культурного наследия – ведь это не еврейская, а древнеегипетская царица, да и родом она была из Македонии. Значит, израильтянке не место в таком кино!

Известный пакистанский журналист выпустил пафосное заявление: «Сначала твоя страна крадет арабские земли, а теперь ты крадешь их роли в кино…» Некоторые всерьез утверждали, что еврейка не может играть Клеопатру, и роль должна достаться африканской, македонской или арабской актрисе.

Абсурд, не правда ли?

Клеопатра, а вернее, Клеопатра VII (в Египте за всю историю было много цариц, носивших это имя; а мы говорим о последней из них, самой известной) была неоднозначной фигурой. Она жила в 69–30 годах до новой эры и правила империей в весьма неспокойное время. Ее политическая деятельность коснулась многих регионов, в том числе Израиля и Рима.

Решения Клеопатры затрагивали многие сферы, и ее роль заключалась далеко не в том, чтобы править в неком вакууме. Она была настоящей женщиной и решительным правителем, игравшим ключевое значение в ближневосточной политике. И независимо от того, сколько, как нам кажется, мы уже о ней знаем, поверьте, всегда найдется что-то новое, способное нас удивить.

Вот 7 фактов о Клеопатре и ее отношениях с землей Израиля и евреями древности.

Гражданская война – еврейские союзники

Клеопатра VII родилась в династии македонских греков, правившей Египтом в 69 г. до н.э. Сама царица не была африканкой, однако среди остальных она выделялась тем, что стала единственным монархом, который потрудился выучить египетский язык. Престол она заняла в 18 лет, правя вместе со своим братом Птолемеем XIII, с которым позже вступила в брак.

В тот период Египет был охвачен интригами и после долгих лет гражданских войн оказался на грани разорения. Помимо этого, под властью Клеопатры страна оказалась втянутой в гражданскую войну Рима, когда императрица открыто выступила на стороне римского диктатора Юлия Цезаря против его соперника Помпея.

В 48 году до н. э. брат Клеопатры принял решение ее изгнать, однако она успела заключить военный союз (и заодно закрутила легендарный роман) с Юлием Цезарем, благодаря чему стала уже единоличной правительницей Египта.

В ту эпоху в Египте проживала процветающая еврейская община, и многие из самых страстных поклонников реформ Клеопатры были именно местными евреями. Историк Стейси Шифф, получившая Пулитцеровскую премию за великолепную биографию «Клеопатра: жизнь», отмечает, что в Египте тех лет многие евреи занимали военные и чиновничьи посты. Их значительная поддержка Клеопатры в изгнания 48-го года н.э. и во время последовавшей за ним Александрийской войны привела к тому, что Цезарь даровал им египетское гражданство.

Желание прибрать к рукам красивый район еврейской земли

После того, как Юлий Цезарь утвердил положение Клеопатры на египетском троне, она попыталась восстановить прежнее могущество империи, планируя вернуть обратно под свой контроль те территории, которыми когда-то правили ее предки, и даже по возможности их расширить.

Кроме того, ей требовалась помощь, чтобы наполнить опустевшую государственную казну. Она обратилась к Цезарю с просьбой помочь ей присвоить портовый город Иоппия (сегодня мы его знаем как Яффо, это красивый район в южной части Тель-Авива), сделав его частью Египта. Но Юлий Цезарь ей в этом отказал, вместо этого предоставив остров Кипр.

В 47 г. до н.э. посетив Египет, Цезарь оставил три римских легиона в египетском городе Александрия, чтобы обеспечить его безопасность, а сам вернулся в Рим. Историк Джоанн Флетчер отмечает, что в то время отношения с еврейскими общинами этого региона были для Цезаря превыше всего.

«Отплывая из Великой гавани Александрии, оставляя позади дворцы и Фаросский маяк, – описывает доктор Флетчер, – Цезарь направился не прямиком в Рим. Чтобы заручиться поддержкой евреев в своей предстоящей борьбе с сыновьями Помпея, он отплыл вдоль побережья к Акко (на севере современного Израиля), намереваясь вознаградить бывших сторонников Помпея Антипатроса и Гиркана за их очень ценную помощь.

Как представитель Рима он поддержал их режим, отменил уплату дани, позволил отстроить Иерусалим и передал в их руки управление портом Иоппия (Яффо), которым так хотела завладеть Клеопатра…»1

Империи и царства восточного Средиземноморья были совершенно разными и сложно устроенными, но еврейские общины региона всегда играли ключевую роль в поддержке местных правителей.

Клеопатра и Марк Антоний  -золотой век для евреев

15 марта 44 года до новой эры, когда Клеопатра с Юлием Цезарем находилась в Риме, он был убит группой сенаторов, которые выступали против его правления.

После гибели Цезаря линия преемственности была чрезвычайно сложной. Октавиан, его внучатый племянник и одновременно приемный сын, считался наиболее вероятным наследником, и он действительно взошел на престол. В качестве первого императора Рима его последователи считали его живым богом, а его правление продолжалось с 27 г. до н.э. по 14 г. н.э.

И все же он взошел на престол не сразу. Примерно в течение года после смерти Цезаря римский генерал Марк Антоний боролся за власть и какое-то время в составе Второго триумвирата Рима даже правил вместе с Октавианом. Однако и этот союз развалился, из-за чего в 31 г. до н.э началась новая кровопролитная гражданская война.

Ближе к концу своего правления, когда отношения между ним и Октавианом уже снова накалялись, Антоний решил укрепить свое положение, а для этого получить доступ к богатствам Египта – за этим он обратился к Клеопатре. Они заключили политическое соглашение, но стали не только деловыми партнерами, но и возлюбленными.

Антоний и Клеопатра отправились в Египет, чтобы объединить свои силы против армии Октавиана в Риме.

В этот период Клеопатра носила одежду в стиле египетской богини Исиды, а Антоний называл себя Дионисом и наряжался, как греческий бог. Образы этих двух монархов стали основой для многочисленных произведений искусства как древних авторов, так и современных: их история обрастала вымышленными деталями и подробностями, воплощаясь на страницах многочисленных исторических и художественных книг, а со временем и в кинематографе.

«Вечность была на наших устах и в наших ​​глазах», – произносит царица Египта в пьесе Шекспира «Антоний и Клеопатра». Эта пара была чрезвычайно влиятельной.

Но вот о чем не упоминалось в художественной литературе и кино: поскольку Антоний и Клеопатра были не сказочными персонажами, а самыми настоящими правителями в реальной жизни, их действия имели последствия для реальных людей, включая огромную еврейскую общину Египта того времени.

«Местные евреи связывали правление Клеопатры с золотым веком своей истории», – отмечает историк Стейси Шифф. По оценкам Тель-Авивского Музея Диаспоры, в первом веке н.э. (всего через сто лет после правления Клеопатры) в Египте проживало около миллиона евреев. Это был один из крупнейших центров сосредоточения еврейской жизни в мире, причем относительно безопасный, открытый и свободный.

Знакомство с Иродом

В 39 году до новой эры Клеопатра VII принимала у себя очередного выдающегося гостя – одного из римских правителей провинции Галилея (ныне Израиль) по имени Ирод. Три года спустя этому жестокому человеку было суждено стать царем Иудеи – и тогда он начал терроризировать своих еврейских подданных.

Это был настоящий параноик, с дикой беспощадностью он убил многих ведущих еврейских религиозных деятелей и раввинов своего времени.

Однако в 39 г. до н.э. до тех событий было еще далеко, а сам Ирод оказался в Египте в качестве изнуренного беженца, которому еще предстояло немало испытаний прежде, чем стать царем.

Кочевые воины Парфии вошли в Иудею, стремясь вытеснить оттуда Ирода и его союзников. Тот был вынужден бежать из Иерусалима и укрылся со своей семьей в крепости, которую предварительно построил на вершине горы (она носит название Масада и частично сохранилась до нашего времени).

Имея всего лишь несколько друзей, Ирод не знал, к кому обратиться за помощью – поблизости никого из них не было, а потому он отправился в Египет, где воспользовался гостеприимством Клеопатры – она была правителем, дружественным Римской Республике.

Прежде Ирод и Клеопатра были верны Помпею (предшественнику Цезаря), а отец Ирода в свое время был союзником царской семьи Птолемеев, из которой происходила Клеопатра. «Ирод был… яркой личностью, бойким и проницательным человеком, фанатичным в своих убеждениях», – отмечает историк Стейси Шифф.

Приняв Ирода, Клеопатра попросила его вместе с ней совершить вторжение в Эфиопию, но он отказался. После его продолжительного визита императрица, очевидно, решив, что гость уже может возвращаться восвояси, предоставила ему галерный корабль, чтобы он мог доплыть до Иудеи. Он взошел на корабль и отправился в путь. Но наступил уже зимний сезон, Средиземное море было неспокойным, и у берегов Кипра Ирод потерпел кораблекрушение, так что его путь в Иудею сильно затянулся.

Посещение Иерусалима и бегство от Ирода

В 36 году до новой эры Клеопатра находилась на пике своего могущества. Она успешно восстановила большую часть империи своего отца и решила объехать недавно приобретенные территории. Для этого она отправилась в путь в сопровождении большой процессии со множеством сопровождающих. Учитывая ее любовь к роскоши и талант производить мощный эффект, эта поездка должна была стать очень зрелищной.

Путь Клеопатры пролегал через территорию нынешней Сирии, далее на юг, до современного Ливана, затем в землю Израиля. Она собиралась навестить Ирода – как бывшего друга и союзника. Однако это был уже не тот Ирод, которого она видела последний раз. Он уже был назначен Римскими властями «царем» Иудеи и вовсю позволял своей кровожадной натуре делать все, что угодно, чего ему только не пожелается. Словом, Клеопатре едва удалось спастись.

Владения императрицы теперь простиралась до израильского города Йерихо, где Марку Антонию удалось захватить для возлюбленной новые территории. Клеопатра получила в распоряжение пышные рощи бальзамических деревьев, которые когда-то принадлежали Ироду. В свое время она сдавала ему эту землю в аренду за 200 талантов в год. Теперь же во время своего визита она собрала черенки этих деревьев и приказала перевезти их в Египет, чтобы там посадить. Таким образом у нее мог появиться собственный запас ладана для использования в египетских языческих храмах бога солнца.

Это невинное действие вызвало бурный гнев Ирода, а до настоящей ярости его довела благосклонность Клеопатры к родне его жены. Став правителем Иудеи, Ирод захотел стать еще и первосвященником в Иерусалимском Храме, но никак не мог осуществить свою мечту, поскольку был родом из семьи идумеян.

Клеопатра призвала Ирода умерить пыл и назначить на место первосвященника Аристобула, потомка еврейской царской семьи Хашмонаев (кстати, близкого родственника Ирода со стороны его жены).

Из-за параноидного расстройства Ирод даже начал опасаться, что Клеопатра вообще замышляет против него заговор, а потому стал всерьез планировать ее убийство. (Он также спланировал и успешно осуществил убийство своей жены и детей, что фактически положило конец родословной Хашмонаев и обеспечило относительную безопасность его правления в качестве царя Иудеи.)

К счастью Клеопатры, ей вовремя удалось узнать о планах Ирода и она спешно покинула его владения, вернувшись со своей свитой в Египет. Но Ирод не хотел останавливаться и попытался хоть как-то навредить императрице, стараясь испортить ее репутацию: он распространил слух, будто она пыталась соблазнить его и захватить царство Иудеи.

Упоминание Клеопатры в Талмуде

В Талмуде императрица Египта упоминается дважды. (Хотя, как мы уже говорили, в истории империи было несколько цариц с этим именем, Клеопатра VII по времени ближе всего жила к эпохе мудрецов Талмуда, и, судя по всему, именно на нее они ссылаются.) Одно из таких упоминаний очень хорошо согласуется с тем, что историки знают о присущей Клеопатре жестокости и одновременно тяге к научным исследованиям, которой она также была известна.

Этот отрывок описывает некие медицинские эксперименты, которые «Клеопатра, царица Александрии» проводила над осужденными. «Когда кто-то из ее слуг оказывался официально приговорен правительством к смертной казни, она пользовалась возможностью и проводила над ними эксперименты…».2

Историк Стейси Шифф пишет: «Учитывая большое число работавших при дворе Клеопатры профессиональных медиков, описание Талмудом неких медицинских экспериментов звучит вполне правдоподобно. Однако сами мудрецы отвергали идею о том, что это были действия, ужасающие своей жестокостью. Так, например, узнав о медицинских гипотезах египетской царицы и способах их исследования, как рассказывает все тот же Талмуд, рабби Ишмаэль назвал ее просто “глупой”».

Смерть и наследие Клеопатры

Итак, в 31 году до новой эры Клеопатра и Марк Антоний объединили свои силы, чтобы сразиться с флотом Окатвиана в морском сражении у мыса Акциум, что на западном побережье Греции. Но кораблям царской четы было суждено потерпеть поражение, и они были вынуждены отступить в Египет. Октавиан последовал за ними, продолжая войну уже на территории Египта. Будущий Римский правитель завоевал Александрию в 30 г. до н.э. и сделал Египет провинцией своей огромной империи.

Согласно известной легенде, обреченные на убийство врагами, Антоний и Клеопатра покончили с собой – он заколол себя мечом, а она позволила ядовитой змее себя укусить. Однако профессор Кембриджского университета Мэри Бирд сомневается, что финал жизни этих монархов соответствовал этим легендам.

«Самоубийство при помощи укуса змеи требует невероятной ловкости», – отмечает она в своей книге об истории древнего Рима. Она считает, что куда более вероятно, что перед тем, как стать императором, Октавиан сам убил Клеопатру.

«Роскошь двора Клеопатры была сильно преувеличена, – объясняет профессор Бирд, – а относительно невинные события, происходившие в Александрии, были искажены до неузнаваемости». Многое из того, что мы знаем о Клеопатре и Марке Антонии, было написано не педантичным историком, а римским поэтом Плутархом, который намеренно преувеличивал восточную экзотичность Клеопатры, чтобы пробудить как можно больший интерес у римских читателей.

Это-то и есть образ, который дошел до нас – Клеопатра как образец восточной властительницы, таинственной и чувственной. В историю она вошла как выдающаяся женщина, жившая в сложную и важную эпоху, была продуктом своего времени и играла жизненно важную роль на Древнем Ближнем Востоке.

Взаимодействуя с еврейскими общинами, она добилась того, чтобы еврейское население Египта стало одним из самых свободных в древнем мире и ощущало себя в безопасности.

Вместо того, чтобы разводить споры о том, кто должен сыграть легендарную императрицу в новом голливудском фильме, было бы замечательно, если бы предстоящий блокбастер о жизни Клеопатры побудил всех нас углубиться в историю и побольше узнать об этой удивительной женщине и владычице, а также действительных обстоятельствах, в которых жили она и те, с кем ей приходилось иметь дело.