Все народы разные (1).
На модерации
Отложенный
Все народы разные (1).
Содержание:
1. Глобализация и нации.
2. Личный опыт мелкой (семейной) глобализации.
3. Национализм, как отражение естественных процессов самоорганизации людей.
4. Некоторые вопросы национального государственного обустройства России.
5. Государство и народы.
6. Сосуществование народов.
7. Все народы разные.
P.S.
Это сочинение возникло не как научная или публицистическая статья, а как сборник кое-каких из накопившихся раздумий и заметок по общим вопросам национальных отношений. Возможно для кого- то пригодится в практической деятельности. Весь материал разбит на несколько условно обозначенных глав, чтобы дать возможность читателю как-то ориентироваться. Выкладываться статья в блоге будет частями, как меня ранее попросили делать со всеми большими по объему сочинениями.
1. Глобализация и нации.
Едино ли человечество? Сегодняшний день однозначно отвечает на этот вопрос. Нет, не едино.
Объединится ли человечество в единое сообщество в ближайшей перспективе? Ответ тот же, не объединится. Почему? Потому, что все народы разные.
Но, может быть это просто временное разделение, а в перспективе все народы сольются в единое человечество? Так сказать, братское единство равноправных людей, связанных единой судьбой и стремящееся к единой цели?
Многие мудрецы провозглашали нечто подобное с глубокой древности и до сегодняшнего дня. Только вот жизнь показывает, что всемирное братство все как- то не складывается. Тем не менее, мечта об этом живёт. Почему? Люди ведь очень не похожи друг на друга. И не только по цвету кожи или росту. Различий великое множество.
Вот и глобализация предполагает ликвидацию национальных границ и различий. Считается, что она должна рано или поздно привести к созданию единого однородного экономического пространства, по которому будут свободно/хаотично перетекать капиталы, технологии, сырье и трудовые ресурсы. Это может, якобы, позволить человечеству отбросить препятствия в виде всевозможных границ для своего свободного развития.
В чем иллюзорность подобных взглядов? Дело в том, что в силу неоднородности условий существования и различий между людьми поддержание этого базового свободного хаоса требует достаточно больших затрат, в первую очередь на создание равных условий жизни.
Могут ли глобальные интересы экономических гигантов противоречить интересам территориальных сообществ? Для глобализации важна не просто стандартизация, ей желательно полное единообразие быта потребителей.
Другое дело - появление самоорганизующегося территориального сообщества, приспособленного к минимально возможным затратам по приспособлению к местным условиям. Эти условия как раз и определяют отличия быта, менталитета, хозяйствования, сосуществования людей от встречающихся на других территориях. И обусловлены особенностями выживания людей в специфических природных анклавах. Возможность врастания хозяйствования подобных сообществ в глобальную экономику как её определенной и равноправной части в настоящее время выглядит сомнительной. Но и безоглядная экспансия на новые территории предполагает ещё и дополнительные расходы на организацию существования такого сообщества в глобализированном мире. Если территория распространения сообщества обладает нужными для глобальной экономики ресурсами, то выгоднее и легче сообщество разрушить и создать на территории неорганизованную в сообщество массу исполнителей (рабов?). Другими словами, если нужных ресурсов на территории нет, то цивилизаторы от глобализма
теряют интерес к повышению уровня жизни населения "бесперспективных" земель.
Построение единого глобального сообщества предполагает крайне большие расходы по поддержанию его единства. В противном случае глобальное сообщество распадётся. Поэтому выгоднее, создав единое глобальное экономическое пространство, переложить социальные расходы на самих непосредственных производителей.
А возможно ли создать хотя бы "глобальный экономический хаос", как свободное беспрепятственное существование экономических субъектов по типу природных биологических систем?
Даже в физических процессах обнаружено, что самостоятельное существование какого-либо хаотичного состояния каких-либо одинаковых частиц, требует затрат энергии на поддержание этого хаоса. В противном случае в хаосе возникают флуктуации, ведущие к самоорганизации, то есть возникновению некоего порядка.
Именно поэтому для мировой экономической глобализации нужен управляющий центр, который будет иметь ресурсы для ликвидации угроз самого её существования. А это, в свою очередь, приведет к возникновению иерархии управления, созданию систем контроля и выявления угроз, силовых формирований и т.д. То есть, необходимо создать глобальное централизованное предприятие, что противоречит самой идее либеральной глобализации. Но и такое мега предприятие не имеет шансов на долгое безбедное существование. Множество различий между людьми неизбежно приведет в глобалистическом экономическом хаосе к очагам порядка в виде возникновения мелких самоорганизующихся сообществ, устанавливающих особые законы экономической деятельности на своей территории. Самым простым инструментом для этой самоорганизации является национальная идентичность, пусть даже и загнанная в подполье. Исторический опыт показывает, что даже уничтожение национального языка не является препятствием для этого.
А дальше все жизнь людей начинает развиваться по естественным законам природы, которые поощряют разнообразие в организации жизни для облегчения выживания при различных катастрофах.
Возникает естественное противоречие, чреватое разрушением единой организации глобального хозяйственного механизма. Мелкие "неисправности" неизбежно приведут к крупным поломкам, которые придется исправлять с использованием значительных дополнительных непроизводительных затрат. Эти затраты также неизбежно будут нарастать, что в конечном итоге приведет к развалу единого глобального миропорядка.
Дальнейшее не менее очевидно. В создавшемся хаосе мироустройства возникнут очаги самоорганизации, новые "центры силы", и история повторится после глобального катастрофического экономического спада.
Стоит ли доводить до этого? Нельзя ли человечеству заранее озаботиться нахождением приемлемого баланса глобалистских устремлений предпринимательства и стремлениями обособиться национальных сообществ; баланс неравномерности распространения на Земле ресурсов деятельности людей и стремлением добиться организации бесконфликтного их перераспределения; баланса между стремлением людей к улучшению своей жизни и потребностями выживания человечества в далеко не благодатном мире, баланса между нищетой и богатством?
Легче всего попытаться найти ответы на эти вопросы на конкретных примерах. По крайней мере это мне кое-что в устройстве этого мира людей прояснить для себя. Надеюсь, что ознакомившись с ними и используя свой жизненный опыт и вы что-то полезное для себя отыщите. Итак, примеры.
2. Личный опыт мелкой (семейной) глобализации.
Комментарии