Почему и как была ликвидирована Запорожская Сечь
На модерации
Отложенный
Как бы не облагораживали советские, а сейчас российские и украинские историки запорожских казаков и Запорожскую Сечь она всегда была головной болью для всех государств, правителей и мирных обывателей. Странное сообщество людей разной веры и происхождения, с военной демократией, слабо подконтрольная вольница. Хотя на протяжении своего существования Запорожская Сечь находилась в той или иной зависимости от Речи Посполитой, Русского государства (затем Российской империи) или Османской империи, по сути оно было государством в государстве. Запорожские казаки жили отдельным, независимым от какого-либо государства сообществом, которое условно делилось на две группы: на сечевых и зимовых казаков. Сечевые казаки назывались «лыцарством» ( рыцарство) или «товарыством» ( товарищество). Только эти казаки имели право выбирать из своего состава старшину, получать денежное жалованье и вершить все дела войска. Зимовые казаки на Сечь не допускались, а жили вблизи неё, но входили в состав Войска Запорожского Низового.
Конечно они были великолепными воинами - каждый желающий войти в войско должен был пройти полное обучение в течении 1-3 лет. Но с другой – это были великие смутьяны и бунтари, живущие войной и разбоем. Ни одно восстание, бунт или мятеж в Турции, Польше, России, а то и вообще во всей Европе не обходилось без участия запорожцев. Обязательно да всплывет казачий чуб.
Кроме этого постоянный очаг военной и дипломатической напряженности. Договорятся царские дипломаты о мире с Польшей или Турцией, а здесь какому-нибудь своевольному Тарасу Бульбе захочется «погулять» или обучить сынков воинским премудростям, и айда в поход. Все усилия дипломатов и политиков насмарку.
Так что с середины 17 века, когда Левобережная Украина отошла к России цари, императоры и императрицы стремились взять под контроль Запорожскую Сечь и ограничить ее автономию. Петр 1 вообще пытался силой изничтожил Сечь принявшую сторону шведов. Но после его смерти она возродилась. Все-таки, как военный противовес татарским набегам и турецкой экспансии, Запорожская Сечь была необходима.
Но 1775 году надобность в ней пропала. Как раз закончилась русско-турецкая война 1768-1774 годов, в которой запорожское казачество приняло самое активное участие. Сечь выставила 7 500 конных и 5 800 пеших казаков. Важную роль сыграла флотилия казацких «чаек»: в начале июня 1769 г. она пресекла попытку очаковской флотилии турок подняться по Днепру, а позднее успешно атаковала турецкие корабли в устье Дуная. Запорожцы отличились под Очаковым, Бендерами, Тульчей и Исакчей. В 1771 г. они захватили Кафу (современная Феодосия). Многие из казаков были представлены к наградам, а кошевой атаман Калнышевский удостоился осыпанной бриллиантами золотой медали на синей ленте ордена Андрея Первозванного.
По итогам войны был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Российская Империя получила выход к Чёрному морю, была создана Днепровская оборонительная линия, Крымское ханство, которое на протяжении нескольких веков терроризировало окраины России, было присоединено, католическая Речь Посполитая была на грани раздела. То есть Запорожская сечь оказалась далеко от границ, внутри империи и утратила свое военно-стратегическое значение. А необходимости держать крупное воинское формирование внутри империи не было. Да и учитывая своевольство и бунтарских дух казаков опасно.
Пришло время заселять, осваивать и колонизировать завоеванные земли. А казачки этому мешали. Привыкшие жить воинской добычей они нападали на поселенцев, грабили, считая земли своими изгоняли колонистов.
Еще одна немаловажная причина - дерзкое самовольство казаков, которое сегодня назвали бы проявлениями сепаратизма и экстремизма: они захватывали земли, никогда им не принадлежавшие, разоряли дома жителей Новороссии и насильно уводили крестьян, пытаясь создать независимую территорию с разбойничьим укладом жизни.
Последняя капля переполнившей чашу терпения: после восстания Пугачёва, в котором участвовали сосланные на Волгу и Урал запорожские казаки, российское правительство, узнало, что Пугачёв собирался переместиться в Запорожскую Сечь, и там начать новое восстание. И правительство Екатерины II приняло решение ликвидировать Запорожскую Сечь.
В мае 1775 года генерал-поручик Петр Текели, в отсутствии князя Потемкина, командовавший русскими войсками расквартированными в Новороссии, получил секретное указание «спокойнейшим образом, убегая, сколько возможно, пролития крови» ликвидировать Запорожскую Сечь. Сложно было найти более подходящую кандидатуру. Граф Петр Абрамович Текели, серб по национальности, верой и правдой служивший России, очень не любил запорожцев. 15 лет назад именно он, будучи секунд-майором, проводил секретную миссию по вербовке в русское подданство сербов, результатом которой стало переселение большого количества сербов в Таврию.
А запорожские казаки неоднократно эти громили колонии сербских поселенцев из-за земельных споров. Лихой кавалерийский генерал про которого Суворов говорил: «Помню, помню, сего любезного моего сослуживца, усача-гусара и рубаку-наездника, гордившегося сходством с Петром Великим с портретом которого и умер. Я бы воевал с Текелли без бумаги: он с саблею, а я со штыком».
Текели принял под командование корпус Прозоровского возвращающийся из Дунайского похода. Выделив пять отдельных отрядов, Текели определил пункты, которые они должны занять и маршруты скрытного продвижения к ним. С основными силами двинулся к Сечи. Пять полков кавалеристов-пикинеров, гусар, донцов и десять тысяч пехоты подошли к Запорожью ночью. Запорожцы праздновали зелёные святки, часовые спали, Орловский пехотный полк с эскадроном конницы прошёл незаметно и без выстрелов занял предместье Сечи Гасан Баша. . Внезапность действия русских войск деморализовала казаков. Текели зачитал ультиматум, и кошевой атаман Пётр Калнышевский получил два часа для размышления.
Старшины с участием духовенства после длительного обсуждения решили сдать Сечь. Однако подавляющая часть рядового казачества намеревалась вступить в борьбу с царскими войсками. Но атаману и старшинам удалось убедить запорожцев покорится.
На следующий день на поле перед укреплениями Сечи собрались казаки во главе со старшиною, где им была сообщена монаршая воля, после чего они сложили оружие. После этого кошевой атаман Калнышевский, войсковой писарь Иван Глоба и судья Павел Головатый были отправлены в Москву, а их имущество описано и конфисковано. Остальным старшинам Текели выписывал специальные охранные грамоты, а всем желающим казакам ордера, которые позволяли им на законных основаниях покинуть территорию Империи. Были конфискованы казна и архив. После этого артиллерия Текели сравняла с землёй пустую крепость. За выполнение бескровной операции Текели был награждён орденом св. Александр Невского.
Лишь через два месяца после операции «Ликвидация» был выпущен монарший Манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи, и о причислении оной к Новороссийской Губернии». Екатерина II расстаралась – достали ее по видимому казачки. В манифесте отметила, что на этот шаг она была вынуждена пойти, так как казаки игнорировали и все увещевания встать на путь исправления, и прямые указы Её Величества. Тем самым они навлекли на себя «праведный гнев» императрицы и «строгость Высшего правосудия». Не скупилась императрица на уничижительные характеристики запорожцев, называя их пьяницами и невежами, «вредным скопищем», «политически разнообразным и юродивым составом», промышляющим разбоем и грабежами.
Привыкнув к «праздной, холостой и беспечной жизни» в Сечи, они сделали из своих новых привычек «неподвижный закон», предпочитая оставаться в казачьей вольнице до конца дней, негодовала императрица.
В Сечи казаки жили без жён — это было их право, дабы не подвергать семьи опасности пленения во время набегов чужаков. Холостая жизнь им нравилась, и менять здесь они ничего не хотели. Был один минус: отсутствие жён и детей грозило постепенным сокращением «козацького роду». Потому они стали «принимать без разбора в своё худое общество людей всякого сброда, всякого языка и всякой веры, и сим единым средством существовали они до настоящего уничтожения», констатировала Екатерина II в Манифесте.
Припомнила Екатерина и то, что во время войны с Османской империей многие казаки предавали Отечество и переходили на сторону неприятеля. При этом, тем запорожцам, которые во время войны проявили «отличные опыты мужества и храбрости», она всё же воздала похвалу.
После ликвидации Сечи, казаки были предоставлены своей судьбе. Бывшим старшинам были даровано дворянство и обширные поместья, нижним чинам разрешили вступать в гусарские и драгунские полки. Но многие казаки ушли в Крымское ханство, а затем на территорию Турции, где осели в дельте Дуная. Султан позволил им основать Задунайскую Сечь (1775−1828) на условиях предоставления 5-тысячного войска в свою армию. Около 12 тысяч запорожцев остались в подданстве Российской империи, хотя многие не выдержали жёсткую дисциплину регулярных армейских частей.
Так, как сохранялась турецкая угроза, в 1787 году решили восстановить запорожское казачество, но в новом формате и на новом месте, где-нибудь в пограничье. По приказу императрицы Суворов, в Причерноморье, занялся формированием нового войска из казаков бывшей Сечи и их потомков. Так появилось «Войско верных Запорожцев», позже переименованное в Черноморское казачье войско. А уже от него пошло славное Кубанское казачье войско. Но это уже другая история...
Комментарии
"«С одних казаки сдирали кожу заживо, а тело кидали собакам; другим наносили тяжелые раны, но не добивали, а бросали их на улицу, чтобы медленно умирали; многих же закапывали живьем. Грудных младенцев резали на руках матерей, а многих рубили на куски, как рыбу. Беременным женщинам распарывали животы, вынимали плод и хлестали им по лицу матери, а иным в распоротый живот зашивали живую кошку и обрубали несчастным руки, чтобы они не могли вытащить кошку. Иных детей прокалывали пикой, жарили на огне и подносили матерям, чтобы они отведали их мяса. Иногда сваливали кучи еврейских детей и делали из них переправы через речки…» Современные историки ставят под сомнение некоторые аспекты хроники Ганновера, как и любой хроники той эпохи; однако реальность указанных событий возражений не вызывает......"
Назовите источник!
А вот ещё:
Русский историк девятнадцатого века Н.Костомаров писал: "Самое ужасное остервенение показывал народ к иудеям: они осуждены были на конечное истребление‚ и всякая жалость к ним считалась изменою. Свитки Закона были извлекаемы из синагог: казаки плясали на них и пили водку‚ потом клали на них иудеев и резали без милосердия; тысячи иудейских младенцев были бросаемы в колодцы и засыпаемы землею... В одном месте казаки резали иудейских младенцев и перед глазами их родителей рассматривали внутренности зарезаных‚ насмехаясь над обычным у евреев разделением мяса на кошер (что можно есть) и треф (чего нельзя есть)‚ и об одних говорили: это кошер – ешьте‚ а о других: это треф – бросайте собакам!"
Ой ти, Галю - Українська народна пісня
Їхали козаки із Дону до дому,
Підманули Галю - забрали з собою.
Ой, ти Галю, Галю молодая,
Підманули Галю - забрали з собою.
Ой, поїдем Галю, з нами козаками,
Краще тобі буде, чим у рідної мами.
Ой, ти Галю, Галю молодая,
Краще тобі буде, чим у рідної мами.
Галя согласилась, на віз почепилась,
Та й повезли Галю темними лісами.
Ой, ти Галю, Галю молодая,
Та й повезли Галю темними лісами.
Везли, везли Галю, темними лісами
Прив'язали Галю до сосни косами.
Ой, ти Галю, Галю молодая,
Прив'язали Галю до сосни косами.
Підпалили сосну од гори до низу.
Ой, ти Галю, Галю молодая,
Підпалили сосну од гори до низу.
Горить сосна, горить, горить та палає,
Кричить Галя криком, кричить-розмовляє.
Ой, ти Галю, Галю молодая,
Кричить Галя криком, кричить-розмовляє:
«Ой, хто в лісі чує, нехай порятує,
А хто дочок має, нехай научає.
Ой, ти Галю, Галю молодая,
А хто дочок має, нехай научає.
А хто дочок має, нехай научає,
Та й темної ночi гулять не пускає.
Ой, ти Галю, Галю молодая,
Та й темної ночi гулять не пускає».
Обізвався козак: «Я в полі ночую,
Я твій голосочок здалека почую.
Ой, ти Галю, Галю молодая,
Я твій голосочок здалека почую».
Комментарий удален модератором
....І десь тут із-за лісу
Взялися вороги,
Козак із переляку
Сховався в бур'яни
Приспів:
Ой чули, чули, чули,
Ой чули, чули ви,
Козак із переляку
Сховався в бур'яни
А то були мисливці,
Ніякі вороги,
Взяли собі дівчину
І з сиром пироги
Приспів:
Ой чули, чули, чули,
Ой чули, чули ви,
Взяли собі дівчину
І з сиром пироги
Козак гірко заплакав:
"Ви тяжкі вороги,
Візьміть собі дівчину -
Віддайте пироги!"
Приспів*2:
Ой чули, чули, чули,
Ой чули, чули ви,
Візьміть собі дівчину -
Віддайте пироги!
...І десь тут із-за лісу
Взялися вороги,
Козак із переляку
Сховався в бур'яни
Приспів:
Ой чули, чули, чули,
Ой чули, чули ви,
Козак із переляку
Сховався в бур'яни
А то були мисливці,
Ніякі вороги,
Взяли собі дівчину
І з сиром пироги
Приспів:
Ой чули, чули, чули,
Ой чули, чули ви,
Взяли собі дівчину
І з сиром пироги
Козак гірко заплакав:
"Ви тяжкі вороги,
Візьміть собі дівчину -
Віддайте пироги!"
Приспів*2:
Ой чули, чули, чули,
Ой чули, чули ви,
Візьміть собі дівчину -
Віддайте пироги!
НІ, НЕ ВМЕРЛА УКРАЇНА!
Я зустрічався з вами в дні суворі,
Коли вогнів червоні язики
Сягали від землі під самі зорі
І роздирали небо літаки.
Тоді вас люди називали псами,
Бо ви лизали німцям постоли,
Кричали "хайль" охриплими басами
І "Ще не вмерла…" голосно ревли.
Де ви ішли — там пустка і руїна,
І трупи не вміщалися до ям, —
Плювала кров'ю "ненька Україна"
У морди вам і вашим хазяям.
Ви пропили б уже її, небогу,
Розпродали б і нас по всій землі,
Коли б тоді Вкраїні на підмогу
Зі сходу не вернулись "москалі".
Тепер ви знов, позв'язувавши кості,
Торгуєте і оптом, і вроздріб,
Нових катів припрошуєте в гості
На українське сало і на хліб.
Ви будете тинятись по чужинах,
Аж доки дідько всіх не забере,
Бо знайте — ще не вмерла Україна
І не умре!
Ще не вмерла тая сцука зрада и подляна ,
та хворіє тяжко.
Ще охоче розсуває ноги перед ляшком,
Перед баксом, англосаксом, перед мерзотою.
Ходить, б'є земні поклони перед гей-ордою.
Ходить, скиглить, лиже п'ятки, до еуропи хоче
І не соромно паскуді всім дивитись в очі.
Сором? Гідність? Пам'ять ? Розум? Не шукайте браття.
Ще носити нам і дітям це дурне прокляття.
Ще не раз Дніпро здригнеться від огиди й болю,
В Чорнім морі поховали і долю, і волю.
А сволота веселиться, «зігами» хизує,
І невтямки ім, шаленим, що Господь все чує.
Серце й тіло, руки, ноги - відірвуть, що зможуть,
Душу руського народу на вівтар положать.
Вирвуть очі, зшиють рота, заламають руки,
Оманкуртять нашу молодь - все заради суки.
Но не думайте, фашисты, что теперь всесильны
- Никогда не даст вам спуску матушка- Россия.
Наши деды не за это чучело погибли,
За позор, чтоб раздавали пряники с повидлом..
В самом сердце в самом центре города –столицы
Чтобы фэйсом торговали западные лица...
Музыка гимна Украины.
Слова Народные.
Всем выучить!