Скрытая сторона ликбеза
На модерации
Отложенный
Автор: Александр Гончаров
Если вы попросите сторонника коммунистов назвать несколько выдающихся достижений советской власти, то он назовет, если достаточно исторически подкован, в обязательном порядке ликвидацию безграмотности, при этом непременно попутно пнув Царскую Россию, державшую во тьме и невежестве крестьянскую массу.
Однако и с невежеством и массой не все так просто. Замечательный русский композитор Георгий Свиридов, родившийся в 1915 году, отец которого был большевиком и погиб от рук белых, и которому вроде бы пристало только петь коммунистическому режиму оду лишь осанну, откровенно писал: «Когда говорят о сплошной темноте и невежестве русского крестьянина, то все уже верят в то, что это факт, так оно и было на самом деле. Ну а, например, церковь, которая была почти в каждом селе? Само здание ее было образцом красоты, а колокольный звон, его торжественность, слияние с красотой природы, росписи и картины в церкви, горящие свечи, запах ладана и благовоний, одежда священника, изумительная музыка, которую не только слышали, но и пели сами прихожане (т.е. они же и артисты) и, наконец, чтение Евангелия, величайшей из книг, полной любви и мудрости. Дальше: резная крестьянская изба, наличники, крыльцо, окна, деревянный орнамент. Посуда, полотенца и кружева, одежда (в особенности праздничная женская), народные песни (неисчислимое их количество, одна лучше другой), танцы, игры, хороводы. Резные коромысла, дуги, сбруя, прялки − всего не перечислишь! А словесное творчество: пословицы, сказки, поговорки, загадки… Загадки приучают смолоду человека к сознанию того, что мир имеет тайну. Нет! Жизнь русского крестьянина была совсем не такой, какой ее изображают теперь. Кому понадобилось все это уничтожить?
Ну, я понимаю, часть этого подлежала замене, например, посуда, одежда, игры. Главное было − уничтожить Бога, веру, душу народа опустошить, а остальное уже шло само собой. Опустевшая душа заполнялась разным содержанием: сначала марксизмом, потом ленинизмом − каторжным трудом за хлеб, за то, чтобы только не умереть с голоду. Человек лишился земли и крова над головой. О земле он вообще забыл и возненавидел ее, переставшую кормить, чужую. А между тем за нее было заплачено обильной кровью предков».
Свиридов воочию видел ту Русь, которая, подчинившись Советам еще сохраняла свои старинные обычаи, нравы и отчасти порядки. Русский крестьян не был той забитой скотиной, не ведавшей ничего дальше своего носа и плуга. До полуживотного состояния его опустили позже, загнав в колхозы, лишив свободного (пусть и очень тяжелого) труда.
Скажем прямо, что грамотность не являлась приоритетом в деревенской жизни дореволюционной России. А в селе жило подавляющее большинство населения Империи. Причем земства, развивавшие школьное дело на селе, наряду с государством и Церковью, находили факты существования даже неграмотных дворян. Как бы то ни было, но к 1916 году, по данным бывшего министра просвещения П. Н. Игнатьева процент грамотных в Российской Империи достиг 56. По советской переписи 1926 г. в СССР насчитывалось грамотных только 51%. Конечно все можно спихнуть на то, что в состав Советского Союза не вышли территории Империи, где грамотность находилась на очень высоком уровне: Финляндия, Царство Польское, Прибалтийские губернии, а Средняя Азия, где грамотность не превышала 6-10% осталась. Но из состава СССР выпали частично или полностью: и Ковенская, и Бессарабская, и Подольская, и Волынская, и Виленская губернии, где грамотность находилась на весьма низкой отметке. Так что территориальными потерями не прикроешься никак.
Истинной причиной роста безграмотности явились революция, гражданская война, голод, высылки за границу и отправка в лагеря интеллигенции, «вторичная неграмотность», рост количества детей-беспризорников и безработных в городах и селах, разрушение учебных коллективов и зданий и т. д.
«Но позвольте, − скажет оппонент-коммунист, – еще в 1919 году 26 декабря Совнарком во главе с Лениным принял Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Советская власть этим заявила о своей заинтересованности сделать народ более образованным».
И с этим фактом спорить не следует, но при этом тактично напомнить о Постановление бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров от 27 августа 1962 года «О завершении ликвидации неграмотности и малограмотности в РСФСР». Правда, очаровательно? С безграмотностью, оказывается, боролись вплоть до середины 60-х гг. XX века. Удивительно «плодотворная» работа.
Однако вернемся в 1919 год. Декрет содержал в себе очень интересные пункты: «3. Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатою их труда по нормам работников просвещения… 8. Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности».
Пункт третий говорит о деградации педагогических кадров. Любой грамотный должен обучать неграмотного. Понятно, что итог окажется плачевным. Дай Бог, ежели читать по слогам и писать кое-как научит. А пункт восьмой вводит аж уголовную ответственность. В Царской России этого не было. Почему? Да потому что и не требовалось. Советская власть радела не столько о ликвидации безграмотности, сколько об идеологической обработке возрастных учеников. Дальнейшие декреты, распоряжения и иные официальные документы подтверждают это.
Не случайно в 1922 году известный скульптор Вера Мухина (автор монумента «Рабочий и колхозница» (1937), вышедшая из классово чуждого пролетариату строя − буржуазии, работая над памятником Якову Свердлову, создала другой − «Пламя революции», где изображен «Гений революции» с факелом в античном стиле. Вот ради того, чтобы полуграмотных участников ликбеза и направить (после соответствующей обработки) по разряду «мяса революции» и создавала советская власть условия для ликвидации безграмотности.
«Пламя революции», на мой взгляд, и является отличным символом ликбеза.
В 1924 году никто иной, как Н. К. Крупская заявила на III Всероссийском съезде по ликвидации неграмотности: «В деревне, где нет книги, где нет газеты, вдруг появляется и читается от имени сельсовета постановление, что «те лица, которые не будут посещать ликпункты, будут привлекаться к ответственности». А самого-то ликпункта нет! Какое впечатление производит на крестьян такое постановление? Конечно, оно вызывает только насмешки со стороны крестьян и желчные речи: «Вот, мол, школы нет, дети растут безграмотными, а они шестидесятилетних старух хотят послать на ликпункты». Выходит, что ликпункта еще нет, а уж привлекают к ответственности за непосещение его». Супруга Ильича выболтала сгоряча то, что необходимо было прятать под спудом, а не выносить на суд «общественности». Советская власть спешила обработать взрослых, а дети… Их оставляли на потом. И ведь «ликвидация безграмотности» к тому же явилась отличным предлогом для репрессий неугодных и отъема помещений у той же Русской Православной Церкви.
Фактически ликбезом дополнительно ударили по русскому крестьянству. Революция не принесла крупнейшему сословию России ничего, кроме унижения, разорения и постепенного распада. Другим сословиям, разумеется, тоже.
Комментарии