Тесты на COVID-19 и интересы Голиковой

На модерации Отложенный

У пандемии определились основные бенефициары - выгодополучатели. Среди них и Владимир Христенко - сын экс-министра торговли РФ Виктора Христенко и пасынок вице-премьера, главы «антиковидного» штаба Татьяны Голиковой...

Курочка по зёрнышку клюёт – тесты на COVID-19 и интересы семьи Голиковой

Автор – Анастасия Степанова

Курочка по зёрнышку клюёт. Бенефициары пандемии.

В ближайшее время Роспотребнадзор должен предоставить в правительство РФ «предложения по увеличению объёма тестирования граждан на наличие COVID-19». Это само собой приведёт ещё к большей востребованности тестов и услуг лабораторий, к стоимости которых итак уже есть вопросы. Не удивительно, что интерес к этому сегменту, в одночасье ставшему высокомаржинальным, имеет и Владимир Христенко – бенефициар и основатель фармацевтической компании «Нанолек», чьи данные совпадают с данными сына экс-министра торговли РФ Виктора Христенко и пасынка вице-премьера, главы «антиковидного» штаба Татьяны Голиковой.

Примечательно: 17 декабря 2021 года компания пасынка Голиковой официально начала выпуск «антиковидной» вакцины «КовиВак», разработанной Центром Чумакова. До конца 2021 года на заводе планируют выпустить 250 тысяч доз. Заявляется, что фирма «Нанолек» готова обеспечивать 10 млн доз вакцины в год. Фармкомпания является якорным резидентом особой экономической зоны Биополис. Соответствующее соглашение с фирмой 17 декабря 2021 года подписал губернатор Кировской области Игорь Васильев.

Немного о тестировании

Распоряжением Роспотребнадзора, которым руководит Анна Попова, с учётом особенностей нового штамма «Омикрон» срок действия ПЦР-теста был сокращён с 72 до 48 часов.

В конце ноября 2021 года во время своего доклада на заседании президиума «антиковидного» координационного совета при правительстве Попова уточнила, что «охват тестированием сохраняется на уровне 350 на 100 тысяч населения», добавив, что регионам нужно придерживаться этого требования и наращивать количество ежедневных тестов.

За пару недель до этого постановлением №1979 правительство утвердило перечень случаев для проведения ПЦР-тестов по полису ОМС, то есть за счёт бюджета. Бесплатный для граждан тест можно сделать в трёх случаях: если есть признаки острого простудного заболевания и при этом появляются симптомы COVID-19, для оценки эффективности лечения, чтобы убедиться в выздоровлении ковидного пациент, и при положительном экспресс-тесте на коронавирус, чтобы подтвердить диагноз. Регионам также разрешили устанавливать дополнительные случаи бесплатного тестирования, например, при контакте с больными COVID-19, в эпидемических очагах.

Премьер-министр Михаил Мишустин заявлял, что «важно, чтобы как можно больше граждан проходило тестирование». Для этого, по словам Мишустина, оно «должно оставаться доступным для людей».

Ещё в июле 2021 года Мишустин поручил проверить обоснованность формирования цен на ПЦР-исследования в частных медицинских организациях и коммерческих лабораториях. Тогда ФАС нарушений не выявила. Но стоило только в ноябре 2021 года сократить срок действия ПЦР-теста, как из регионов снова начала поступать информация о росте цен. Комитет Госдумы по безопасности поручил ФАС России ещё раз проверить стоимость исследований в частных лабораториях.

Справка: в России правительственным постановлением до 2025 года установлен упрощённый порядок регистрации медицинских изделий, под который попадают и тест-системы.

В декабре 2021 года издание «Ура.ру» выяснило, что на ковид-тестах частные клиники и лаборатории заработали свыше 30 млрд рублей, а средняя наценка к конечной стоимости у крупных игроков была порядка 100%, а у ряда коммерческих клиник – 150−200%. При этом себестоимость реагентов для теста издание с отсылкой на экспертов указало в районе 170−350 рублей, сдача теста в среднем – 1,9−2,8 тыс. рублей.

Справка: на сайте Роспотребнадзора опубликован обновляемый перечень лабораторий, допущенных к исследованиям на новую коронавирусную инфекцию. Отдельно идёт список бюджетных медорганизаций, которые проводят ПЦР-исследования на COVID-19, а отдельно перечень коммерческих лабораторий. Последних на середину декабря 2021 года в списке – порядка 250. Они находятся в разных регионах России. Попали в список и крупные медсети, имеющие филиалы во многих городах. Например, «Гемотест», «Инвитро».

Ещё весной 2020 года Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) сообщал, что в России зарегистрировано 136 тест-систем. При этом почти 40 из них были произведены в Китае, а российские фирмы их попросту перепродавали.

Примечательно: осенью 2020 года специалисты Сеченовского университета совместно с учёными из других стран провели масштабное исследование проблемы диагностики COVID-19 и выяснили, что ПЦР-метод дает высокий процент ложноотрицательных результатов. Соответствующая научная статья была опубликована в журнале Clinical Infectious Diseases. Примерно тогда же главный внештатный пульмонолог Минздрава России Сергей Авдеев заявил, что тест на COVID-19 может показать ложный отрицательный результат в 30−40% случаев, указав на то, что проблема во взятии материала.

Тестирование и семья Голиковой

У пандемии к настоящему времени практически определились основные бенефициары – выгодополучатели. Среди них и Владимир Христенко – сын экс-министра торговли РФ Виктора Христенко и пасынок вице-премьера, главы «антиковидного» штаба Татьяны Голиковой.

Напомним некоторые факты.

Компания «Нанолек» учреждена в апреле 2011 года. В феврале 2013 года РБК сообщило, что бывший гендиректор нефтесервисной компании «Римера», сын председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко Владимир стал совладельцем ООО «Нанолек». В комментариях РИА Новости сам Христенко-младший тогда заявлял, что входит «в состав группы частных акционеров «Эпидбиомеда», которые контролируют 50,01% проектной компании». Среди частных инвесторов тогда был и Михаил Некрасов.

Некрасов – экс-депутат Кировского заксобрания, бывший замминистра экономического развития Южной Осетии, а на сегодня также гендиректор «Нанолека» и президент ЗАО «Группа компаний «Эпидбиомед».

Справка: ЗАО «Группа компаний «Эпидбиомед» было исполнителем ряда госконтрактов, в том числе с Минпромторгом РФ. В июне 2013 года был подписан контракт на 48,65 млн рублей, в рамках которого исполнитель должен был выполнить научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу (НИОКР) «Организация и проведение клинических исследований магнитно-резонансного контрастного препарата на основе гадопентата натрия». Работа была выполнена с нарушениями, и министерство в июне 2019 года взыскало с фирмы неустойку – 126,8 тыс. рублей. В июле 2013 года ЗАО получило от того же ведомства контракт на 149,85 млн рублей на НИОР «Трансфер зарубежных разработок рекомбинантной гриппозной вакцины на основе вирусоподобных частиц, произведённой с применением антивирусного вектора, и проведение ее доклинических и клинических исследований» (шифр «2.3 Вакцина грипп 2013»).

Изначально проект по созданию фармпроизводства в Кировской области (Нанолек) позиционировался как совместный проект «Роснано» и ЗАО ГК «Эпидбиомед». СМИ сообщали, что при общем бюджете проекта в 4,1 млрд рублей инвестиции «Роснано» составят 1,28 млрд рублей.

Примечательно: в 2019 году «Роснано» уже не фигурировало среди бенефициаров и контролирующих лиц «Нанолека». С августа 2021 года единственным владельцем числится кипрская компания «Нанолек холдинг лимитед». На конец декабря 2020 года в структуре владения конечными контролирующими сторонами являлись Владимир Христенко, Михаил Некрасов и Андрей Реус. Данные последнего идентичны данным бывшего заместителя Виктора Христенко по министерству. Реус также аффилирован с крупным производителем вакцины «Спутник V» – Виктором Харитониным (АО «Фармстандарт», «Отисифарм»). Косвенную связь Реуса с Голиковой и Христенко-старшим подтверждает и статус соучредителей одного благотворительного фонда.

Кто главный бенефициар пандемии и с какого боку там вице-премьер Голикова?

В отчётности ООО «Нанолек» уточнялось, что на конец декабря 2020 года общий контроль осуществляет компания с ограниченной ответственностью «Эпидбиомед Кипр Лимитед» (снова офшор!). На сегодня ООО, связанное с семьей вице-премьера Голиковой, является поставщиком по госконтрактам, в том числе с Минздравом (поставляет детские вакцины по нацкалендарю), получает господдержку, выбрана Минпромторгом РФ индустриальным партнером по производству вакцины «КовиВак», включена в список системообразующих организаций РФ, а также является продавцом ряда наименований ковидной продукции – от дорогостоящего препарата «фавипиравира» («Ковидолек») и препарата из рекомендаций Минздрава РФ для лечения COVID-19 «Гидроксихлорохина» до тест-систем. На последних мы остановимся подробнее.

Тесты от «Нанолека» и личный интерес Христенко

Компания «Нанолек» еще в июне 2020 года получила регистрационные свидетельства на тест-системы для определения иммуноглобулинов класса М (IgM) и иммуноглобулинов класса G (IgG) к антигену коронавируса SARS-CoV-2 в сыворотке крови. На сайте компании отмечалось, что тест-системы через кровь позволяют узнать иммунный статус по отношению к COVID-19, в том числе указать на начало и острую фазу заболевания, «сообщить» о перенесенном заболевании, которое могло протекать в том числе бессимптомно или в легкой форме.

Для справки: в середине декабря 2021 года вице-премьер Татьяна Голикова сообщила о том, что завершена разработка сервиса, который будет фиксировать обращения от тех, кто переболел бессимптомно или без обращения к врачу. Им нужно будет соблюсти условие – в базе есть данные о положительном ПЦР-тесте.

В базах госконтрактов поставок в госмедучреждения тест-систем от «Нанолека» не числится, но ничего не мешает фармфирме продавать этот товар посредникам, а также в лаборатории.

Что касается лабораторий, то и тут есть интересная связь.

В августе 2019 года в Москве было учреждено некое ООО «Халса» (научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие). У компании на сегодня 16 владельцев-физлиц. С ноября 2021 года долю в 7% в активе имеет и Владимир Викторович Христенко. О том, что это именно президент «Нанолека», отмечалось в публикации на сайте компании «Тинькофф». Данный актив занимается подбором для клиентов персональных наборов витаминов по подписке, но не он представляет для нас интерес. Через него мы выйдем на другой актив Владимира Христенко, которым он обзавелся в июне 2021 года. Тогда Христенко прикупил около 1,5% доли в ООО «Кэрифай», созданном в июле 2019 года для деятельности по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов. Основной владелец с долей 69,1% – Анастасия Файзуленова.

Компания «Кэрифай» реализует проект «Checkme» (комплексное медицинское обследование). На сайте указано, что это – «сервис управления здоровьем для вас и ваших близких», который помогает «быстро и без очередей проходить обследования». Известно, что сервис сотрудничает с более чем 1 тыс. клиник и 3 тыс. лабораторий. Компания имеет лицензию на право осуществления медицинской деятельности. Стоит отметить, что среди предлагаемых чек-апов (программ) на сайте компании есть и связанные с COVID-19. Например, ПЦР-тест на коронавирус (мазок, выявляющий РНК коронавируса SARS-CoV-2 (COVID-19, РТ-ПЦР). Сервис предлагает запись в «Гемотесте» за 1,6 тыс. рублей, оплата также проходит через сайт компании. Есть у «Кэрифай» и чек-ап теста на антитела.

Справка: бенефициаром «Гемотеста» называют Рудема Газиева. Ранее журнал Forbes сообщал, что после того как с марта 2020 года фирма начала проводить тестирования на COVID-19, средняя месячная выручка одной точки выросла на 15%.

Анализ сведений показывает, что Владимир Христенко по многим «антиковидным» продуктам (от вакцины до тест-систем и таблеток) успешно входит в число бенефициаров пандемии. Примечательно: в Госдуме конфликта интересов у главы антиковидного оперштаба вице-премьера Татьяны Голиковой – мачехи Христенко – при этом не увидели.