Туристов начали заманивать в опустевший Крым клубникой по 60 рублей

На модерации Отложенный

— Я представляю малый бизнес: гостевые дома, мини-отели до 50 номеров, — говорит Наталья. — Если в прошлом году в отелях, которые участвовали в программе кешбэка, загрузка приближалась к 100%, то в июне этого года загрузка в регионах была до 20%, в самой Ялте — около 40%. Сейчас, в первых числах июля, средняя загрузка по Крыму — около 30%, в Севастополе практически та же — 35%. То есть загрузка в целом упала на 60%.

Сказывается то, что аэропорт Симферополя не принимает рейсы. Небо над Крымом из-за специальной военной операции на Украине закрыто для гражданской авиации. Этот режим, скорее всего, продлится до конца лета.

— Железнодорожных билетов на прямые поезда в Крым уже нет. Понятно, что много мест выкупают туроператоры по квотам. Но стоит учитывать и ограниченную пропускную способность железной дороги на полуострове. Поставить лишний состав сверх утвержденного расписания не представляется возможным. У меня отдыхающие недавно чудом успели урвать на август последние верхние боковые полки.

Но остаются еще автобусы. Сейчас в Крым пускают достаточно комфортабельный транспорт с кондиционерами, телевизорами, туалетами. Для человека среднего достатка это значительная экономия.

— Хозяева мини-отелей и гостевых домов сбрасывают цены на номера?

— Да, сейчас много спецпредложений. Туристический рынок всегда прогибается под спрос. Есть, конечно, твердолобые собственники, которые ни в какую не хотят сбрасывать цены. Считают, пусть лучше они сдадут в отеле пару номеров, остальные будут пустовать, но они не пойдут на уступки.

Хочется сказать: «Ребята, самый дорогой номер - тот, который не продан». Я вчера, например, считала себестоимость двухместного номера, его обслуживание в сезон, приготовление завтрака. Вышло — 1200 рублей в сутки. Это — нижняя планка. Мне эту сумму нужно увеличить в три раза. Надо платить людям зарплату. Это и обслуживание бассейнов, и уход за садом, и завтраки, и стирка, и уборка. Мы обслуживаем также выход к морю. Это тоже лежит на нас.

— Отельеры в этом году много не заработают?

— Конечно, мы не ждем тех оборотов, которые были. Это понятно всем. Приходится уменьшать зарплатный фонд.

Взять, к примеру, мой объект в Севастополе. Если раньше у меня в год на зарплаты персоналу уходило 5,5 миллиона рублей, то в этом году я планирую сумму уменьшить в два раза. Раньше у меня в сезон выходили на смену 10-12 человек, а сейчас — 5. В смене — один повар, один официант. Весь персонал сейчас — многофункциональный.

Если повар сегодня не нужен, то она идет работать горничной. Приходится оптимизировать затраты. Если в прошлом году у меня в июне-месяце затраты на коммунальные услуги — свет и воду — были 80 тысяч рублей при 100% загрузке, то в этот году за июнь я заплатила 42 тысячи.

Если я раньше категорически не брала ребят с выпускных вечеров, чтобы они не мешали гостям, то в этом году, так как у меня отдыхающие жили только в 4 номерах, я для выпускников сделала специальное предложение. Они жили у меня три дня, плюс мы устраивали для них банкет.

Знаю, что некоторые объекты приняли строителей. Закрыли практически весь отель. Они живут у них по несколько месяцев. В Крыму сейчас много строек.

Ряд отелей вообще не открылись.

У меня рядом, например, собственник отеля — харьковчанка, зимой она обычно жила на Украине, а летом приезжала в Крым. У нее паспорт и украинский, и российский. Дети живут за границей. В этом году она как уехала к детям в Италию, так больше в Крыму не появилась. Сказала, что не готова возвращаться. И таких отельеров, кто имеет двойное гражданство, немало. В их гостевых домах сейчас живет охрана, а постояльцев нет.

Наталья говорит, что многие отельеры потеряли каналы продаж.

— Моя страница в одной соцсети например, давала 60% продаж, в другой — 30%, но я там больше общалась с коллегами. (Суд признал компанию Meta экстремистской организацией и запретил ее деятельность в России). Телеграм-канал — не очень удобный интерфейс, он совсем другой. В общем, все сложно. Понимаем, что «неба в алмазах» в этом году не будет. 

— Многих туристов пугает близость к украинской границе, где идут боевые действия. В том же Армянске, Красноперекопском и Джанкойском районах действует высокий уровень террористический опасности.

— Севастополь и Крым — важные стратегические территории. Они защищены на земле, в воде и в воздухе. Я сама из семьи потомственных военных. Например, сейчас, когда, бывает, не летают самолеты, мне неспокойно. Я отличаю по звуку «Калибры» от «Солнцепека», «сушку» от МиГа. 

Туристам опасаться нечего. Крым сейчас — одна из самых защищенных территорий России. (Ближе всего, примерно в 100 километрах от границы находятся Саки, Евпатория, Оленевка. Судак — в 130 километрах, Феодосия и Керчь — в 140, Алушта и Севастополь — в 160, Ялта и Форос — в 180. — Авт.)

— Еще один бонус для туристов — дешевые фрукты и овощи, которые стали привозить в Крым фермеры из Херсона и Мелитополя.

— По сравнению с прошлым годом фрукты и овощи действительно значительно упали в цене. Я договорилась с фермерами и мне сейчас, например, привезли из Херсона отборные розово-малиновые громадные помидоры "воловье сердце" по 40 рублей за килограмм. Необыкновенный салатный сорт!

Наши крымские фермеры тоже начали сбрасывать цены. Монополии-то уже нет. Понятно, что, если из Херсона и Мелитополя привозят огурцы по 20 рублей за килограмм, никто местные крымские огурцы не будет брать по 40 рублей. В этом году я закупала клубнику на заморозку и на варенье по 60 рублей за килограмм. Это оптовая цена. На рынке килограмм отборной крупной клубники стоит 100-120 рублей.

— То есть вы считаете, что в нестабильной обстановке есть свои преимущества? 

— Сейчас для туристов хорошее время. Пляжи не  переполнены, цены на жилье не кусаются. В этом году позже зацвела лаванда. Можно увидеть целые лавандовые поля. Много дикого шалфея. Ароматерапия — абсолютно бесплатно. Едешь по Крыму — каждый день новый пейзаж, новая картинка. Морской бриз, горы, воздух, настоянный на травах. Уникальный подводный мир с затонувшими объектами и артефактами. Пещерные города и дворцы, грязевые и соленые озера… Весь мир — на одном полуострове. Как сказал один из моих друзей, «Крым — это рай, место, поцелованное Богом».