Европа продлит энергокризис еще на год: газ на зиму 2022−2023 уже по $ 1 500
На модерации
Отложенный
Стоимость газа в Европе с поставкой на следующую зиму и цена электроэнергии в Германии на год вперед взлетели. Для того, чтобы энергокризис в Евросоюзе повторился и следующей зимой, есть веские причины.
«Дорогая Матерь Божья! Форвардные контракты на год вперед на электроэнергию в Германии достигли 300 евро за МВт при средней цене за последние 10 лет в 50 евро. В то же время поставки электроэнергии во Франции на февраль торгуются в 1 000 евро за МВт. Да, это одна тысяча евро», — написал в Twitter колумнист Bloomberg Жавье Блас.
На прошлой неделе во Франции из-за проржавевшего трубопровода на неопределенный период остановили два реактора одной АЭС и задержат запуск еще двух энергоблоков на другой станции. На этом фоне Берлин по-прежнему не собирается отказываться от закрытия к Новому году трех реакторов АЭС и 11 угольных ТЭС.
Снижение атомной и угольной генерации при нестабильной зеленой энергетике значительно увеличит потребление газа для производства электроэнергии, что еще больше может усугубить газовый кризис, который, похоже, может продлиться аж до весны 2023 года.
По крайней мере, европейский рынок так реагирует на ход отопительного сезона. По данным платформы EEX, поставки газа на следующую зиму 2022−2023 годов с хаба TTF неожиданно подорожали на 40% — до $ 1 500. Разница с ценами на второй квартал 2023 года уже составляет $ 1 000.
Увеличение газовой генерации при этом — лишь часть возможной проблемы. 20 декабря запасы европейских хранилищ составляли 62,6 млрд кубометров. Это более чем на 20 млрд кубометров меньше, чем год назад. Прошлой зимой такие запасы фиксировали 20 января. А текущий отбор газа из европейских хранилищ идет на уровне прошлого сезона.
«Это значит, что следующим летом нам понадобятся дополнительные 16 млрд кубометров для пополнения хранилищ… Этот кризис не собирается волшебно остановиться в конце зимы», — замечает французский энергоэксперт Тьерри Брос.
«Когда мы начнем понимать, что энергетический кризис — это реальность и уже сегодня необходимо работающее решение?» — прокомментировал он новость о том, что Евросоюз потратит 900 млн евро на субсидии странам вне ЕС для производства «зеленого» водорода в будущем.
Одна из причин, которые увлекают европейский энергокризис в 2023 год, — перспектива того, что поставки газа в страны ЕС по-прежнему будут ограничены.
Одну из ставок в Европе делают на СПГ из США. С декабря там запускают новый завод Calcasieu Pass и шестую очередь Sabine Pass, которые за сезон закачки к октябрю—ноябрю смогут дать дополнительно 10 млрд кубометров. Однако более половины объемов уже законтрактовано китайскими компаниями и неизвестно, каким будет спрос в следующем году по всей Азии, которая традиционно платит больше европейцев.
Экспорт крупнейшего поставщика газа в Европу, «Газпрома», при этом остается также в подвешенном состоянии. В компании заявляли, что до запуска «Северного потока — 2» будут поставлять газ только по долгосрочным контрактам, а заявки таких потребителей из-за рекордных цен только снижаются. Тем временем немецкий регулятор объявил, что оператора проекта сертифицируют не раньше второй половины года, а снимать ограничения Третьего энергопакета с «Северного потока — 2» никто пока не собирается.
Таким образом «Газпром» сможет дать по одной нитке газопровода дополнительно к сезону до 7 млрд кубометров, и к началу отопительного сезона Европа может оказаться с теми же запасами, что и сейчас. Не говоря уже об Украине, которой при нынешних ценах и потреблении необходимо будет закупить не менее 10 млрд кубометров импортного газа.
«Oкей, и что теперь? Честно, я не уверен, что Россия захочет теперь когда-либо запустить „Северный поток — 2“ с учетом того, сколько они сейчас зарабатывают. Неумышленные последствия 101», — едко написал в Twitter глава отдела «Газ и энергетика» S&P Global Platts Ира Джозеф.
Тем не менее есть факторы, которые могут сделать ситуацию на газовом рынке Европы все-таки менее напряженной, полагают российские эксперты.
«Есть надежда, что энергетический кризис продлится не настолько долго, — считает аналитик ФГ „ФИНАМ“ Сергей Кауфман. — Из непредсказуемых факторов, которые могут повлиять на это, можно выделить погоду в ближайшие 2−3 месяца, так как короткий и не очень суровый отопительный сезон мог бы способствовать нормализации запасов и объему генерации со стороны ВИЭ».
До следующей зимы еще достаточно времени, чтобы успеть запустить «Северный поток — 2», что добавит «Газпрому» мотивации поставлять больше газа в Европу, говорит аналитик ФГ «ФИНАМ». Кроме того, замечает Сергей Кауфман, за столь долгий срок Европа и другие регионы, страдающие от дефицита газа, могут успеть найти хотя бы частичные альтернативы газу в виде ядерной энергии, нефтепродуктов или даже неэкологичного угля.
Сейчас на рынок давит и недофинансирование нефтегазовой отрасли, и неопределенность с атомной энергетикой, так как в самом Евросоюзе нет согласия о ее развитии. «Однако появляется информация, что в рамках европейского законодательства газовая и атомная энергетика будут признаны зелеными, что позволит инвесторам увеличить вложения в эти отрасли и это приведет к снижению ожиданий по стоимости электроэнергии», — замечает руководитель рейтинговой службы «Национального рейтингового агентства» Сергей Гришунин. Тем самым можно ожидать, что масштабы европейского энергокризиса в будущем году будут меньше, добавляет эксперт.
Министр окружающей среды и энергетики Греции Костас Скрекас заявил, что энергокризис обойдется европейским потребителям только этой зимой в дополнительные 350 млрд евро. В Брюсселе ответили на этот вызов тем, что предложили изменить условия для поставщиков, в первую очередь для «Газпрома», и ускорить переход к возобновляемой энергетике.
Части политиков Евросоюза энергокризис будет только на руку, пусть и за счет потребителей, полагает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.
«Цены на газ неадекватны и используются для разрушения спроса на газ и оправдания перехода на возобновляемую энергетику ускоренными темпами», — считает замдиректора ФНЭБ.
Комментарии