Экономические итоги 2021 года: чего ждать в России
На модерации
Отложенный
Пора заканчивать. Перед Вами — последняя, 4 серия сериала про экономику 2021. Примечание: все нижеуказанные цифры конечно являются аппроксимациями — кто по 10 месяцев, кто по 9 месяцев — данных за год ни у кого нет.
Серия 4. «…Начинай сначала»
В России ковид еще не закончился — заболеваемость плавно сокращается, но всё еще превышает пиковый уровень предыдущей волны, а смертность находится на максимумах. В России и развитом мире как будто два разных вируса: в той же Великобритании заболевающих в день больше процентов на 25-30, а смертей меньше в 12-13 раз.
Такая разница является по всей видимости результатом сразу многих факторов: занижения статистики заболеваемости в России (плохо тестируют); низкого процента привитых (особенно с учетом привитых не работающими вакцинами и поддельных справок); неспособности выхаживать больных, особенно в регионах, где медицинское обслуживание давно уже находится на отчаянно плохом уровне и только ухудшается. Избыточная смертность в России — 26%, в столицах и того больше — 33%; в Ингушетии — 40%.
Тем не менее жизнь в России идет своим чередом, практически все рабочие места функционируют как до пандемии и разве что маски на подбородках кое-где отличают Россиян модели 2021 от них же модели 2019.
Если верить Росстату, Российский ВВП в 2021 году растет на 4,3% (плюс-минус, год не закончен) и его реальный уровень составит на Новый Год +1% к уровню 2019 года. Подтвердить или опровергнуть эти цифры сложно, но разумеется восстановительный рост в 2021 году имеет место. Его главные компоненты, однако, не порадуют вдумчивого экономиста.
Основой роста явились восстановление государственных инвестиций и рост госрасходов. В условиях хронического профицита бюджета и счета текущих операций вливать средства в госпроекты не сложно — проблема в крайне малом мультипликативном эффекте; по независимым исследованиям кумулятивный мультипликатор госпроектов в России близок к нулю и это не «особый российский путь», это судьба госинвестиций во всех странах кроме тех, где уровень инфраструктуры и ВВП на человека совсем уж кошмарный.
Хочется воскликнуть — а Китай? А что Китай — не надо путать рост ВВП в моменте из-за госинвестиций и рост ВВП из-за того, что раньше были сделаны госинвестиции. В Китае это (пока что) вечный огонь и программа Industry 4.0 — лишнее подтверждение, а рост становится всё медленнее и медленнее.
Второй важной компонентой явился ковид. Ограничения на выезды за границу заставили россиян потратить около 30 млрд долларов дома, а не в других странах. Эта сумма как-никак более 1,5% ВВП!
Помогли ВВП и цены на углеводороды — по очень неточным подсчетам рывок цен на газ добавил 1% ВВП, возврат цен на нефть к доковидным пикам вернул и доходы несмотря на то, что производство и экспорт продолжают отставать от уровня 2019 года.
Наконец на ВВП оказали влияние раздачи денег — «противоковидных», «под Конституцию» и «под выборы». Они транслировались в потребление в условиях глубоко недомонетизированного спроса и дали такой же разовый рост ВВП, как и инфляции.
Все факторы носят разовый характер. Все факторы кроме последнего не имели и не имеют отношения к домохозяйствам — немудрено что потребление домохозяйств, упав в 2020 году, осталось на месте в 2021м. Средние доходы россиян в 2020 году упали на 7,5%, в 2021 году Росстат предварительно фиксирует рост лишь на 4,9% — то есть по сравнению с 2019 годом доходы упали на 3%. Количество малых и средних бизнесов упало в 2020 году на 9% и в 2021 году не изменилось; здесь кажется есть и небольшой пузырь — часть бизнесов сохранялась исключительно ради постковидных льгот; посмотрим, какая статистика будет в 2022.
А вот инфляция естественно пошла вверх, обнулив все достижения ЦБ за последние 10 лет.
Российская инфляция — это не транзиторная инфляция издержек, как в США — это полноценная инфляция спроса, который получил монетизацию и за счет раздач денег (ау, адепты мягкой политики и минимальной зарплаты в 25 000 рублей — где вы теперь? Всё так же будете спорить с инфляционным характером монетизации спроса в России?) и за счет стремления взять кредита больше и быстрее в преддверие роста ставок.
Разумеется, есть в российской инфляции и другие компоненты — в частности рост рыночной стоимости углеводородов и продуктов питания, рост цен на импортные товары (импорт инфляции), сокращение внутреннего производства. Так или иначе официально инфляция уже «к северу» от 7% и оптимистический прогноз на 2022 год — 6% (лично я в него не верю — импорт инфляции до нас еще не докатился в полном объеме, ноябрьское удешевление рубля еще не сказалось на ценах.
ЦБ отвечает на инфляцию крайне жестко — увеличивая ставки и тормозя тем самым, в частности, падение курса рубля; однако нерезиденты всё равно будут уходить из российского рублевого долга и это будет балансировать рынок. Кроме того, конечно, рост ставок должен негативно влиять на рост экономики (не связанный с госинвестициями и сырьем). Однако как говорит консенсус российских экономистов, ни у ЦБ, ни даже у правительства вопрос экономического роста страны в повестке не стоит.
Если что касается пандемии, Россия сильно отличается от развитых стран, то касательно экономики граница пролегает уже внутри России: Москва с областью и «всё остальное» смотрятся на экране экономического прибора как две абсолютно разные страны. Рост ВВП Москвы в 2021 году (очень предварительно) составит фантастические 28%. Рост инвестиций в Москве — 22% (всего по стране — 7,6%). Москва и область — это 25% всех инвестиций страны, 22% всех бюджетных инвестиций. Москва и область это 22% ипотеки и 20% ввода жилья в стране; 70% расходов страны на транспортную инфраструктуру — это Москва и область.
А внутри преимущественно Москвы, но не только, живет особый гражданин России по имени «бюджет». Доходы бюджета в 2021 году выросли на 20% (в том числе НДФЛ — +15%, налог на прибыль — +47%. Бюджет в России любит инвестировать (об этом мы уже писали выше), но не любит российских граждан. На фоне такого роста доходов расходы российского бюджета на здравоохранение в 2021 году составили в рублях столько же, сколько и в 2019.
Ещё четче эта закономерность прослеживается в Москве: расходы на ЖКХ выросли на 30%, расходы на медицину упали на 20%.
В 2022 год Россия вступает, оставаясь в эпицентре эпидемии, но уже восстановившись после провала 2020 года. В каком-то смысле мы возвращаемся в 13 год — рост низкий, инфляция и ставка высоки, и даже на границе с Украиной опять напряжение. Восстановительный рост закончен и доходам населения (сделавшим еще минус 3% и уже находящимся на уровне 2007 года) придется встретиться в 2022 году с проблемой роста при стагнирующем ВВП (спойлер — никому никогда не удавалось даже сохранять доходы населения при стагнирующем ВВП) и одновременно с инфляцией.
При этом если вы живете в Москве или области, для вас эта проблема будет относительно эфемерной — ВВП Москвы продолжает расти и продолжит еще и в 2022 году.
Ну и конечно если вы имеете отношение к распределению бюджетов, всё что я пишу может показаться вам нонсенсом — доходы растут как никогда.
Так, реализуя комбинацию из сюжетов «Голодных игр» и «Чипполино» Россия вступает в 2022 год.
Андрей Мовчан
Комментарии
Комментарий удален модератором