Загадка сфинксов: как Россия перекупила у Франции находку для англичан
На модерации
Отложенный
https://youtu.be/cFQAFv24znQ
Скульптурам было по 35 веков. Они находились в прекрасной форме – до тех пор, пока их не начали выгружать с корабля. Одна упала, убила несколько матросов и заработала большой скол на подбородке. 8 июня 1832 года в Петербурге появились два сфинкса.
Их установили у Академии художеств. Русская публика впервые лицом к лицу столкнулась с искусством Древнего Египта. Оно ей не понравилось: слишком мрачно. Быть веселыми сфинксы не могли. До переезда в Россию они охраняли вход в поминальный храм фараона Аменхотепа III. И даже имеют портретное сходство с покойным. Изначально должны были ехать во Францию. Но Россия их перекупила.
Модный приговор
Сфинксов нашел грек Янис Атанази: раскопал в египетских Фивах. Говорят, он вскоре погиб при странных обстоятельствах. "Этот искатель древностей работал на британского консула в Каире Генри Солта, который приторговывал в Европе древнеегипетскими артефактами", – рассказывает доцент Санкт-Петербургского института кино и телевидения, историк Сергей Виватенко:
"Европейская мода на Египет началась во время Египетского похода Наполеона. Когда в 1798 году Наполеона послали очень далеко, чтобы он оттуда не вернулся, он поехал не только с войсками, но и с учеными. Они должны были изучить и присоединить Египет к свободной Франции, как тогда говорили. С первых же археологических находок все египетское стало чрезвычайно популярно. Англия и Франция начали в большом количестве покупать разные древности. Россия тоже захотела иметь что-то свое".
Из места находки сфинксов привезли на продажу в Александрию. Там в это время жил русский писатель и путешественник Андрей Муравьев. Гиганты из розового гранита произвели на него громадное впечатление.
Они уже почти принадлежали Франции, которая первой претендовала на покупку. И тогда Муравьев написал письмо русскому послу – убеждал перекупить скульптуры. От посла письмо поехало к императору в Петербург, там Николай I отдал его в Академию художеств – пока суть да дело, во Франции началась революция 1830 года, и ей стало не до сфинксов. Сделку совершили русские.
Сфинкс и грифон, установленные на Университетской набережной напротив здания Академии художеств.
Здесь был Янис
Как почти всё в Петербурге, сфинксы сразу обросли легендами. Первые зрители боялись взглянуть на надписи под скульптурами. Считалось, что это ужасное заклинание. На самом деле иероглифы означают всего лишь длинный титул фараона. Другая опасность будто бы грозит, если долго смотреть в глаза сфинксу. Особенно тому, что покрупнее. Его считают мальчиком. У девочки, уверяют, более мягкий взгляд. Из уважения к этой паре существует ритуал. Если хотите, чтобы сфинксы помогали вам, надо сначала обратиться к грифонам у их основания: "Грифончик, грифончик, дай миллиончик" – и положить денежку на лапу. Однако тот, кто нашел сфинксов, не церемонился с ними. В 2002 году впервые за 170 лет пребывания в России скульптуры как следует помыли. На одном из розовых боков выступила надпись 1827 года. Переводится примерно так: "Здесь был Янис".
Комментарии
Страхи всегда были и будут у людей перед не совсем понятным, не ведомым.
Но постепенно уменьшаются страхи, опасения перед всякими якобы заклинаниями, вещественными предметами.
Идет процесс взросления. Хотя зигзагами, хотелось бы быстрее...