Европейские раввины осудили французскую "Реконкисту"

На модерации Отложенный Европейские раввины осудили французскую "Реконкисту"

Эрик Земмур для одних олицетворяет иудео-христианскую цивилизацию, для других он - политический провокатор.

Андрей Мельников

 

 

Правый популист Эрик Земмур, выдвинув свою кандидатуру на президентских выборах во Франции в 2022 году, если кого и напугал, то скорее евреев Запада, нежели предполагаемых политических противников. "Расистский популизм опасен для Европы, откуда бы он ни исходил. Нам грустно видеть, что человек еврейского происхождения, представитель народа, больше всех народов пострадавшего от расизма, использует расизм в политических целях", - сказал "НГР" президент Конференции раввинов Европы Пинхас Гольдшмидт.

Эта оценка прозвучала в ответ на просьбу прокомментировать слова, которыми некоторое время назад охарактеризовал Земмура главный раввин Франции Хаим Корсиа.

В телеэфире на вопрос журналиста: "Расист ли Эрик Земмур?" Корсиа ответил: "Конечно, антисемит, очевидно, расист!"

Раввин убеждает публику, что не следует распространять на Земмура право свободного высказывания мнений.

Духовный лидер французских иудеев уверен: настолько радикальные, преисполненные нетерпимостью политические взгляды противоречат как Конституции Пятой республики, так и Священному Писанию, которое предписывает "не притеснять пришельца".

5 декабря Земмур провел первый предвыборный митинг, на котором объявил о создании движения "Реконкиста". Хотя название новой политической организации просто вопиет о знаковых для истории Европы реминисценциях, политик отвергает обвинения в том, что он - фашист и расист. "Я не расист, вы не расисты. Единственное, чего мы хотим, - сохранения нашей цивилизации, нашего наследия", - заявил он своим соратникам на многотысячном красочном митинге. Но слово "Реконкиста", то есть "отвоевание", ясно дает понять, что движение так или иначе направлено против современных "сарацинов", которые, по мнению единомышленников Земмура, "поработили" Францию, как уже однажды едва не случилось во времена легендарного Роланда. "В отличие от других я не делаю различия между исламом и исламизмом. Это ложное различие. Но я делаю различие между исламом и мусульманами. Я призываю всех мусульман ассимилироваться и отказаться от практики ислама, которая предусматривает правовой и политический кодекс", - откровенничал трибун в своих интервью.

Впрочем, кандидат в президенты от крайне правых ссылается на республиканскую традицию, которая защищает права отдельных граждан, но не религиозных сообществ. Земмур уточнил однажды, что просто взял на вооружение концепцию политика времен Великой Французской революции Станисласа Мари Аделаида, графа Клермон-Тоннер, который так сформулировал в Конвенте кредо правого крыла революционной власти в отношении меньшинств: "Ничего для евреев как нации, все для евреев как отдельных лиц".

Теперь этот принцип переносится на мусульман.

Но последователи ислама не обращают внимания на тонкости и усматривают в этих заявлениях угрозу запрета на исповедание своей религии. Политик в предшествующие годы несколько раз был оштрафован за высказывания, которые суды сочли ксенофобскими и исламофобскими. Естественно, Земмур принял на себя всю мощь праведного гнева почти 6-милионной исламской общины Франции, и раввины опасаются, что этот гнев неизбежно обрушится на всех евреев страны, а то и всего Запада.

Причем, как это водится, ненавистники не будут разбирать, как именно они рассержены на евреев: как на отдельных граждан или на всех скопом, по старинным законам коллективной ответственности.

Необычность ситуации, повергшей в замешательство иудейских лидеров страны, состоит в том, что Эрик Земмур по происхождению - еврей. Причем не представитель автохтонных общин, таких как ашкеназы Эльзаса или сефарды Прованса, которые ведут свою историю со времен ранних франков, а, собственно говоря, "пришельцев" из Северной Африки, переселившихся в Иль-де-Франс в 1960-х годах. Главная "валькирия" предвыборной кампании Земмура, его ближайшая помощница Сара Кнафо тоже происходит из еврейской семьи выходцев из Алжира. Эти люди с высоких трибун бросают громкие заявления о том, что Францию надо спасать от засилья иностранцев и вернуть французам. И тысячи людей с восторгом приветствуют эту парочку. По социологическим опросам, Земмур уже обходит Марин Ле Пен.

Ситуация действительно выглядит абсурдной. Что означает происходящее? Возможно, зримое воплощение органического единства иудео-христианской цивилизации, под знаком которого в последние годы развивается правый мейнстрим на Западе. Но не исключено, что абсурдная нотка - вовсе не случайность, а политтехнологический замысел. Согласно некоторым мнениям, Земмур должен положить победу на президентских выборах в протянутые ладони действующего главы государства Эмманюэля Макрона. Как говорят социологи, борьба развернется на правом фланге французской политики. Дескать, Земмур нужен для того, чтобы нейтрализовать Марин Ле Пен. И на фоне схватки этих двух эпатажных популистов реформы Макрона с их явным правым уклоном, например, недавно принятый закон "О борьбе с религиозным сепаратизмом", будут выглядеть вполне респектабельными.

Однако политические игры закончатся, а мутный осадок останется.