Содомский грех

На модерации Отложенный

 

 

Термин "содомский грех" давно перекочевал из Торы в повседневную речь. Его толкование широко и многогранно: от неподобающего сексуального поведения до "греховных" помыслов.

А какой смысл в содомский грех вкладывает наука каббала? Я думаю, нам стоит в этом разобраться, ведь хотим мы того, или не хотим, а Тора написана каббалистами.

Что такое содомский грех

Рассказ о Содоме и Гоморре переносит нас в ранний период иудейской истории, задолго до того, как народ Израиля поселился на Земле обетованной. Предки иудеев вели полукочевой образ жизни. Они торговали с соседями и кочевали по Ближнему Востоку в поисках новых пастбищ для скота.

Их предводителем в те времена был человек по имени Авраам. Как повествует Библия, Авраам по указанию Бога покинул Месопотамию и переселился в Ханаан. Там он со своим племянником Лотом занялся скотоводством.

Однажды между пастухами Авраама и Лота возник конфликт из-за права пользования пастбищами. И чтобы не рассориться, Авраам предложил разделиться. Так Лот оказался в городе Содом.

В наше время это место представляет собой бесплодную пустошь с жарким климатом и скудными водными ресурсами. Однако во времена Лота Содом был цветущим и богатым городом. И это богатство испортило жителей. Они перестали вести себя как нормальные люди и стали злыми и жестокими.

Поведение содомитян настолько вышло за рамки всех приличий, что Бог решил показательно наказать их, уничтожив и города, и всех их жителей. В образе трех мужей Он явился Аврааму и рассказал о готовящемся наказании. Авраам, зная, что в обреченной местности проживает его племянник Лот, попытался отговорить Бога.

Он просил пощадить города ради праведников, которые могли там находиться, и получил обещание, что эти города будут помилованы, если в них найдутся хотя бы десять праведников.

Праведников, как мы знаем, там не было, но чтобы проверить так ли это, в Содом под видом путешественников были посланы два ангела. Лот принял их в своем доме как почетных гостей. Но жители Содома узнали о гостях и потребовали, чтобы Лот отдал их им для забавы.

Они стали ломать дверь, но были ослеплены ангелами, которые объявили Лоту, что Бог послал их покарать этот город. А Лот должен немедленно собрать свою семью и уйти в горы.

Во время экзекуции спасенному семейству Лота было категорически запрещено смотреть в сторону разрушаемых городов. Но жена Лота, сожалевшая о покинутом доме, пожелала взглянуть на него, и была немедленно была наказана, превратившись в соляной столб. ​​

Мое — мое, а твое — твое

Примерно так звучит история о Содоме и Гоморре в библейском изложении.

Археологи и историки уже долгие годы пытаются проверить, насколько написанное в Торе соответствует действительности. В разные годы были проведены десятки исследований, но точного местоположения этих городов определить так и не удалось. Ведь согласно Торе, Содом и Гоморра были просто стерты с лица земли.

При этом одни специалисты считают, что причиной разрушения было сильнейшее землетрясение. Другие объясняют гибель этих городов вулканической деятельностью, а третьи винят во всем удар крупного метеорита.

Много неясного остается и в отношении главного содержания повествования о содомском грехе. У комментаторов нет согласия даже по вопросу о том, за что именно Творец покарал эти два города. Обычно считается, что за сексуальные извращения, но многие мудрецы Талмуда утверждают, что вовсе не за это, а в первую очередь за душевную злобу содомитян, за их бесчувствие, ненависть к чужакам и садистскую жестокость.

Например, всякий, кого видели дающим хлеб нищему, предавался смерти. Того, кто приглашал чужеземца на свадьбу, в наказание раздевали догола. Запрещалось также принимать у себя гостей.

То есть принцип существования в Содоме и Гоморре сводился к формуле «мое — мое, а твое — твое». Другими словами, практически запрещалась любая связь с другими людьми. Никто никому не помогает, нет никакой взаимности ни в чем, каждый сам по себе и за себя. Отношение к ближнему — полное безразличие. Помощь другим запрещена законом.

Вот это, как считают каббалисты, и является настоящим смыслом содомского греха.

Все остальное — лишь следствия.

Однако история о содомском грехе — не просто поучительный исторический рассказ. Он имеет прямое отношение и к нам, живущим сегодня. Когда человек живет только для себя, отгородившись от других стеной эгоизма, заботится только о своем благополучии, равнодушно проходя мимо нуждающихся в помощи, — это и есть настоящий содомский грех.

Содом — это мировоззрение «мое — мое, твое — твое». То есть мы друг друга не касаемся, мы вежливы, и аккуратны. Но если ты полезешь ко мне, я имею право тебя убить. И я это сделаю. А если не сделаю, то нарушу законы Содома, и меня накажут.

Вот так устроен Содом. И каждый житель в нем знает свое место, и каждый очень серьезно соблюдает его законы.

Идеология Содома чрезвычайно сильна. И она порочна, потому что не позволяет людям контактировать между собой. А без создания доброй связи между нами, мы не поднимемся на следующий этап развития — единство всего человечества. Поэтому содомский грех направлен именно против замысла творения — единство всех противоположных частей творения. А достигается это состояние через соблюдение основного принципа Торы «возлюби ближнего, как себя».

На этом пути Содом останавливает человека, ведь его законы не позволяют людям соединиться: «Делай, что хочешь, только не контактируй с ближним!» Поэтому идеология Содома должна была быть показательно уничтожена — города Содом и Гоморра были стерты с лица земли.

А история с женой Лота, которая, обернувшись назад, превратилась в соляной столб, говорит нам, что нельзя возвращаться к своим прошлым эгоистическим состояниям, когда мы считали, что в принципе «мое — мое, а твое — твое» нет ничего плохого.

Найдутся ли десять праведников?

В каждом поколении есть свой Содом. Однако наше поколение существенно отличается от предыдущих. Сегодня мир стал глобальным и обнаружилось, что мы все в нем взаимосвязаны. И наше благополучие и сама жизнь зависят теперь не только от нас самих и политики нашего государства, но и от того, что происходит в далеких от нас странах.

И потому, чтобы выжить в этом взаимосвязанном мире, нам необходима солидарность, согласованность действий и взаимная ответственность. Это от нас требует сама природа, или Творец. (Согласно каббале, это одно и то же). Творец требует от нас идеальной коммуникации, когда каждый работает в максимальной отдаче другим, получая для себя все необходимое.

Города Содом и Гоморра давным-давно стали историей, но мировоззрение их жителей окончательно не исчезло из нашего мира. Более того, развитие эгоизма в нас привело к тому, что оно превратилось в своего рода культуру, которая стала угрозой духовному возвышению мира.

Найдутся ли сегодня десять праведников, которые станут примером для подражания? Этот вопрос должен задать себе каждый из нас. Ведь своими поступками мы определяем будущее мира.