Либерман: не надо быть Санта-Клаусом!

На модерации Отложенный

министр финансов А Либерман

В ближайшие дни Санта-Клаус покинет свой дом в Лапландии, сядет в запряженные оленями сани и отправится раздавать подарки детям по всему миру.

В Израиле его не ждут.

У нас есть экономисты, которые подталкивают министра финансов взять на себя роль Санты еще до наступления Рождества.

 

Эти экономисты, Цвика Экштейн и Биньямин Бенталь, утверждают, что нужно увеличить инвестиции в развитие инфраструктуры – чтобы ускорить темп экономического роста. Где взять деньги? Не проблема: надо увеличить бюджетный дефицит.

Это сразу же наводит на мысли о Санта-Клаусе.

Он тоже умеет создавать что-то из ничего. Ведь нет ничего легче, чем взять деньги в долг и увеличить дефицит, не обращая внимания на разрушительные последствия подобного шага.  Аналогичные действия в прошлом уже ввергали нашу экономику в жесточайшие кризисы.

Список проектов, предлагаемых экономистами, выглядит впечатляюще и крайне привлекательно.

Кто не хочет больницу в своем городе и поезд, добирающийся до любой точки страны? Но стоит задаться вопросом: почему эти проекты не были включены в бюджет 2022 года, расходная часть которого исчисляется огромной суммой –  452 миллиарда шекелей.

 

Ответ очень прост: за всеми экономическими теориями стоит политическая экономика.

Деньги в бюджете распределяются в соответствии с запросами входящих в коалицию партий. Тот, кто обладает большей политической силой, получает больше денег.

Поэтому если, следуя пожеланиям Экштейна и Бенталя, бюджетный дефицит будет увеличен до пугающего показателя в 6,2 процента и в казне появятся еще 35 миллиардов шекелей, то на реализацию предлагаемых экономистами проектов они направлены не будут.

Эти деньги потратят на оборонные нужды, на увеличение зарплат госслужащих, на строительство новых поселений.

Оставшаяся часть будет поделена между политическими партиями.

Так было в прошлом, так будет и на сей раз. Ведь шоссе не будет кричать, а железная дорога не выйдет на демонстрацию. У них нет политической силы.

Кроме того, когда дефицит увеличится и государственный долг взлетит до небес, аналитические компании понизят кредитный рейтинг Израиля, процент по ссудам возрастет, объем инвестиций сократится, а темп экономического роста замедлится.

Возросший долг повлечет за собой увеличение расходов на выплату процентов, и, соответственно, останется меньше денег на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и инвестиции.

Это совершенно не та картина, которую хотят увидеть наши экономисты.

 

Оба профессора не видят большой опасности в увеличении бюджетного дефицита.

Но, на наше счастье, в течение долгих лет пост министра финансов в Израиле занимали ответственные люди, которые боролись за его сокращение.

Поэтому в канун вспышки эпидемии коронавируса соотношение между объемом государственного долга и валового национального продукта составлял 60 процентов.

Это позволило министерству финансов оказать массированную помощь предпринимателям и наемным работникам, пострадавшим вследствие карантинов и прочих ограничений. Они получили щедрые денежные вливания в размере 160 миллиардов шекелей.

Для того чтобы выделить эти деньги, государству пришлось увеличить свой долг, но экономика страны от этого не рухнула.

Стоит также учесть, что аналитические компании не понизили кредитный рейтинг Израиля в 2020 году, исходя из предположения, что по завершении трудного периода, в течение которого объем бюджетного дефицита взмыл до 11,6 процента, министерство финансов примет энергичные меры для его сокращения.

Так бывало раньше, так происходит и сегодня. Это наша репутация, которую нам ни в коем случае нельзя подмочить.

 

Факт: нынешняя политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, оправдывает себя.

Уверенность в стабильности экономики Израиля укрепилась, благодаря чему частный сектор смог сохранить значительные ресурсы.

Объем зарубежных инвестиций увеличился, безработица пошла на спад, а темп экономического роста достиг 7 процентов!

Не стоит также забывать, что кризис, связанный с эпидемией коронавируса, все еще здесь.

Нафтали Беннет взвешивает возможность введения новых ограничений, и нужно сохранить резервы на случай повторных карантинов и необходимости выплаты компенсаций представителям пострадавших отраслей, например туристической и авиационной.

Поэтому  стоит задуматься о другом решении.

Нынешний бюджет нужно причесать железной расческой и найти в нем дублирующие друг друга расходы и чрезмерные, которые можно сократить.

 

Сэкономленные таким образом миллиарды можно будет направить на реализацию предлагаемых экономистами проектов.

Так мы окажемся в выигрыше дважды: бюджетный дефицит не возрастет, а в развитие инфраструктуры будут сделаны инвестиции.