Попятные маневры

На модерации Отложенный

 

Председатель Госдумы Вячеслав Володин объявил в своем Телеграм-канале, что нижняя палата снимет с рассмотрения законопроект о введении QR-кодов на транспорте. Первое чтение законопроекта было назначено на 16 декабря. Спикер добавил, что данное решение было принято в результате «диалога Государственной думы с правительством на основе учета мнений регионов и обращений граждан».

Напомним, что 12 ноября правительство РФ внесло в Госдуму два законопроекта, касающихся введения системы QR-кодов в России – на транспорте и в общественных местах. Однако «единороссовское» большинство Госдумы, встретив волну общественного возмущения, решило переложить ответственность на регионы и направило законопроекты на предварительное рассмотрение в региональные парламенты и общественные палаты.

Спикер, комментируя отзыв законопроекта, сослался на мнение президента Путина, который на прошлой неделе на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека назвал недопустимыми «опрометчивые решения» в связи с законопроектами о QR-кодах. «Перед тем, как принимать, скажем, ограничение, связанное с использованием транспортных средств, мы должны самым внимательным образом посмотреть, к чему это приведет. И посмотреть, готовы ли транспортные системы для того, чтобы не ограничить права людей, с одной стороны, но обеспечить безопасность и здоровье тех же граждан, о которых мы так заботимся», – сказал президент РФ.

Напомним читателям, что эти законопроекты вызвали поток протестных обращений – сотни тысяч писем были направлены по адресам президента, правительства, Госдумы, отдельных депутатов и чиновников. Появилась такая форма протестной деятельности, как запись коллективных видеообращений к президенту. Это был своего рода аналог «прямой линии» с главой государства, только без обратной связи. Если для участия в «прямых линиях», проводящихся самой властью, подбирают «нужных людей», которые задают «нужные вопросы», и эта акция, таким образом, представляет собой пропагандистское шоу, то сейчас мы видим, что к власти обращаются обычные люди.

И эти обращения вызывают, мягко говоря, нервную реакцию. По стране развернулось преследование участников: людям вменяют то участие в несанкционированных акциях, то нечто более банальное. Например, в Братске участникам записи видеообращения к президенту присудили штрафы за отсутствие маски в общественном месте. Причем жалобу на одну из участниц подал лично мэр города, единоросс С. Серебренников. Но на минувшей неделе сам мэр участвовал в торжественном запуске подсветки на Братской ГЭС. Все присутствующие на мероприятии, судя по видеозаписи, были без масок, в том числе и сам градоначальник. Абсурд крепчает!

Почему вполне мирные – без битья окон и какой-либо агрессии – акции вызвали такой гнев власти и ее «правоохранительной» системы? Да потому, что это пример самоорганизации общества. Сегодня люди выступают против QR-кодов, против дискриминации по конкретным «медицинским» признакам, а завтра будут бороться против капиталистической системы в целом. Потому что все больше приходит осознание, что решать проблемы нужно в комплексе, а не по отдельности, и что «куар-кодизация» – только одно из многих проявлений современной системы глобального угнетения.

Немаловажно, что в рядах протестующих оказались и «левые», и представители православной общественности – то есть как раз те, кого власть хочет максимально противопоставить друг другу и играть на их противоречиях. Напротив, либералы, которых официальная пропаганда изображает своими главными и непримиримыми врагами, в вопросе о вакцинации с этой властью как раз сомкнулись. И это понятно: заказ-то пришел с Запада, где ныне и развернулось наступление на недавно казавшиеся незыблемыми права человека. И то, что политика путинской России следует строго в этом «тренде», говорит о том, что вся пропаганда о том, что мы «встали с колен», «вернули независимость», ушли от «лихих девяностых» и так далее, – не более чем слова.

Из политических партий поддержала протесты только КПРФ. Очевидно, что ее твердая позиция сыграла свою роль в отзыве законопроекта: власти стремились возложить ответственность за его принятие на все политические силы, включая и оппозиционные, и не дать тем самым коммунистам в руки «козыри» для повышения своей популярности накануне региональных выборов 2022 года. Поскольку фактические результаты прошедших сентябрьских выборов в Государственную думу и без того серьезно отличались от официальных, и власть это хорошо знает.

13 декабря – перед встречей фракции КПРФ с вице-премьером Т. Голиковой, министром здравоохранения М. Мурашко и главой Роспотребнадзора А. Поповой – в Госдуму были доставлены 50 тысяч подписей против законопроектов о «QR-кодизации». Эти подписи депутаты-коммунисты передали в правительство. В целом же по стране региональными отделениями КПРФ за месяц было собрано около 2 миллионов подписей граждан.

На встрече коммунисты вновь высказали свою четкую позицию против принятия закона о QR-кодах в общественных местах. Фракция КПРФ считает, что законопроект узаконивает правовой беспредел и сегрегацию граждан, которую уже де-факто вводят в регионах. При этом правительственные гости так и не огласили информацию об эффективности вакцин и о побочных эффектах от их применения.

Однако второй законопроект, согласно которому для посещения ресторанов, непродовольственных магазинов, массовых мероприятий и учреждений культуры потребуется документ с QR-кодом, подтверждающий вакцинацию, противопоказания к ней или перенесенное заболевание, в Госдуме пока остается.

И этот нюанс наводит на мысль, что и в данном случае мы имеем дело с уже много раз испробованной технологией: власть вносит некое заведомо неприемлемое для общества предложение, вызывающее бурю возмущения, после чего делает «шаг назад» и смягчает первоначальный вариант. Классическим примером этой технологии стала пенсионная реформа 2018 года, когда сначала было предложено повысить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Именно в таком виде закон был принят в первом чтении Государственной думой. Конечно, он вызвал массовый протест населения.

После чего президент Путин «щедрой рукой» внес поправку, что для женщин возраст выхода на пенсию должен составить не 63, а «всего лишь» 60 лет. В таком виде закон и приняли в окончательном чтении. Президенту это хотя бы отчасти позволило сохранить свою репутацию. Впрочем, эффект этот был крайне слаб и рейтинг президента тогда все равно изрядно снизился. То же самое мы видим и сегодня. Вносят два неприемлемых для общества законопроекта, один из них отзывают, что должно снизить градус недовольства. Но второй-то остается…

Конечно, для отзыва закона о QR-кодах на транспорте были и другие причины, кроме возмущения народа. Прежде всего, это позиция самих авиакомпаний, а ведь это крупный бизнес, представители которого и правят Россией (как и любой другой капиталистической страной). Авиакомпании резонно считают, что при невысоком уровне вакцинации населения они потеряют значительное число потенциальных пассажиров. По оценке Минтранса, падение пассажиропотока должно было составить около 50%. Так что теперь Минтранс будет «дорабатывать проект».

С другой стороны, массовая «QR-кодизация» не может не вызвать саботажа со стороны административного аппарата, который уже физически не может справиться с введением всех этих ограничений и контролем над их соблюдением. Недовольны чиновники – не на кого будет опереться правящей элите.

А ведь региональные органы власти и так уже против своей воли выступили в роли «воплощенного зла»: ведь это они в подавляющем большинстве (51 региональный парламент) дали положительные отзывы на оба законопроекта. А федеральные власти, наоборот, «смягчили» их позицию. Хотя по сути именно «федеральный центр» буквально ломал регионы «через колено». Вспомним хотя бы ситуацию в Северной Осетии, где республиканский парламент сначала отказался принимать проект, но спустя несколько часов – после соответствующего внушения – поменял решение на прямо противоположное.

Причем единороссам и их союзникам пришлось прибегать к различным уловкам. Так, в Иркутской области объявили о своем негативном отношении к закону о QR-кодах не только коммунисты, но и фракции ЛДПР и «Справедливая Россия». «Единороссы» не имеют в областном парламенте большинства и не могли протащить «одобрямс» самостоятельно. Тем не менее в результате тайного голосования решение было принято голосами 23 депутатов, то есть ровно на 1 голос больше половины от общего числа депутатов. Часть «малых фракций» очевидным образом нарушила слово, данное избирателям, но проконтролировать это невозможно.

То есть сначала власть зачем-то навязывает регионам свою волю, заставляет их принимать заведомо вредные решения, а потом сама же от этих решений частично отказывается. Конечно, это не может не вызвать недовольства, в том числе и со стороны «верных единороссов».

Власть устроила информационный террор, объявляя противников обязательной вакцинации «ковидоотрицателями», «антипрививочниками», «мракобесами» и так далее. Хотя мало кто из тех, кто выступает против применения не прошедшей необходимых испытаний «вакцины от коронавируса», является противником прививок как таковых (такая группа в нашем обществе действительно существует, но она крайне невелика) или отрицает существование коронавируса. Напротив, люди видят опасность этих вакцин именно в том, что они ослабляют защитные силы организма и – по крайней мере на первом этапе – делают его более уязвимым перед этой заразой.

Разумеется, такая топорная пропаганда вакцинации, которую проводят власти, может привести лишь к обратному эффекту. Но, видимо, власть и поставила задачу расколоть общество на две «секты»: за вакцинацию и против. Ведь это, как им кажется, верный способ отвлечь внимание от других, прежде всего социально-экономических проблем

Поэтому противникам QR-кодизации надо пройти по тонкой грани, не позволив вовлечь себя в противостояние с такими же гражданами, которые сделали для себя выбор в пользу прививки. Как и последним не нужно обвинять первых во всех смертных грехах. И тогда сегодняшний протест приведет не к расколу, а наоборот, к объединению общества в борьбе за свои права: сегодня это право на свободу передвижения, а завтра – право на труд, на бесплатное образование и здравоохранение, на саму жизнь.