А евреи в Греции есть?
На модерации
Отложенный
Романио́ты (греч. Ρωμανιῶτες) — субэтническая группа евреев, сформировавшаяся в Византии из потоков миграции иудеев в Ахеменидской, Селевкидской и Римской империях. О старейшей романиотской общине на греческом острове Эвбея рассказал на страницах Jüdische Allgemeine корреспондент Василис Асвестопулос.
Несколько недель назад в историю западногреческого города Янина была вписана новая страница. Впервые еврей-романиот был избран мэром города. Социал-демократ Мозес Элисаф сумел привлечь на свою сторону большинство избирателей во втором туре выборов. Центральный совет еврейских общин в Греции приветствовал избрание первого мэра-еврея: «Мозес Элисаф хотел стать мэром не потому, что у него нет лучшей работы. Нет, он известный врач и преподаватель Высшей школы с международным авторитетом. Родившийся и выросший в Янине, он покидал город только на время учебы в Афинском университете».
В Греции сегодня живут около 5000 романиотов, рассредоточенных по девяти общинам. Романиотская община считается самой древней еврейской популяцией в Европе. Романиотские синагоги есть в Греции, в Израиле и в Нью-Йорке. Доказано, что старейшая в мире романиотская община существует почти 2600 лет в Халкиде, столице греческого острова Эвбея.
Название города — Халкида, или Халкис — ученые связывают с семитским корнем «халек», что значит «разделение». Особенностью романиотов в Греции является то, что они с незапамятных времен переняли одежду и язык греков.
Более 2500 лет непрерывного присутствия на месте — это то, что привлекло сорок туристических групп только из одного Израиля только в этом году. Эфтихия Кости и ее родственница Лили проводят туристов через синагогу и через еврейское кладбище. Община столицы острова насчитывает всего 66 человек, дюжина из них регулярно приходят в синагогу. После Шоа многие евреи переехали в Афины, эмигрировали в США или в Израиль.
За свою долгую историю романиоты пережили землетрясения, чуму и не раз сменявшихся оккупантов. В 1205–1470 Эвбея принадлежала венецианцам, ее называли «Халкис Негропонте». Они облагали евреев высокими налогами, лишали их гражданских прав и назначали еврея на должность палача. Вслед за венецианцами вместе с Мухаммедом ll Завоевателем в 1470 году пришли османы. Они продолжали взыскивать с евреев налоги и сохранили их бесправие. В то время община страдала от массового переселения ее членов в Фивы, но сохраняла присутствие на Эвбее.
Вероятно, после финикийцев романиоты пришли на остров в качестве торговцев. Камни с древнееврейскими надписями можно найти по всему городу. «Даже в местном православном соборе есть камни с еврейских построек», — замечает Эфтихия Кости, указывая на улицу, расположенную напротив синагоги.
Халкис, в древности могущественное город-государство (полис) с колониями в континентальной Греции (Халкидики) и на Аппенинском полуострове, является родиной Мордехая Фризиса, героя мировой войны, который нанес войскам Муссолини их первое поражение.
В спасении еврейского населения Халкиды ключевая роль принадлежит православному митрополиту Григориосу. Итальянские оккупанты поначалу не преследовали евреев. После того как итальянцы капитулировали в сентябре 1943 года, германская комендатура потребовала от Грегориоса список евреев. Митрополит предоставил список на одной странице, где он сто раз написал собственное имя, скрывая таким образом 327 еврейских имен. Митрополит спрятал свитки Торы и другую б-гослужебную утварь из синагоги в своем доме. Помогла и халкидская жандармерия: она снабжала евреев фальшивыми официальными удостоверениями.
Партизаны коммунистического национально-освободительного фронта ЭАМ организовали побег романиотов. Их доставляли в недоступные горные острова, на рыбацких лодках в Турцию, а оттуда — в Палестину.
Весной 1943 года ЭАМ выпустил листовки в защиту евреев. «Братья, оккупанты готовят еще одно преступление против нас и нашего народа. Мы должны дать приют каждому преследуемому еврею и наказать каждого, кто предает евреев. Прекратите всякие преследования евреев! Смерть оккупантам и всякому действующему предателю!» Более 1000 евреев со всей Греции были спасены через остров Эвбея партизанами ЭАМ. Некоторые и сами присоединились к сопротивлению. Одной из них была Сарика Исаак Йошуа, племянница погибшего на фронте героя мировой войны Мордехая Фризиса. Позже она сражалась в отрядах Хаганы. По некоторым данным, она до сих пор живет в Израиле.
Несмотря на призывы ЭАМ поддержать евреев, 24 романиота были выданы немцам. 17 из них были депортированы в Освенцим и там убиты. Шестеро вернулись из лагеря после Шоа. Молодой человек по имени Симон Франгис был схвачен нацистскими оккупантами после его бегства из концлагеря, он был выдан греческим коллаборационистом. Следует отметить, что после Холокоста греки в полном объеме вернули евреям их имущество. Солидарность, а также ненависть и предательство часто переплетаются в многовековой еврейской истории Халкиса. Некоторые романиоты из города сыграли важную роль в восстании греков против османских оккупантов в 1821 году. Две семьи, Коэн и Криспин, особенно выделяются в книгах по истории.
Темная сторона истории: несколько раз («всегда в Страстную пятницу!» — говорит Эфтихия Кости) городская синагога горела. И всегда после пожаров на старом месте строилась новая синагога.
В Страстную пятницу 1843 года (Эвбея тогда уже входила в состав независимой Греции, а в центре Халкиды проживало около 400 евреев) поджигатели устроили новый пожар. Сгорели три свитка Торы, 13-го и 14-го веков, документы, а также библиотека и архив общины. Три колонны нынешней синагоги пережили все пожары. «Они стоят с пятого века», — не без гордости сказала Эфтихия Кости.
С колоннами от старой синагоги новый дом молитвы был закончен в 1849 году. Он расположен на улице Коцу, которая проходит через бывший еврейский квартал. Городские стены Халкиды были снесены в 1890 году, чтобы расширить город, расположенный в своего рода крепости. Даже сегодня улица Коцу является одной из главных транспортных артерий города.
Синагога, как принято в диаспоре, не самое большое здание в городе. Она хоть и меньше православного собора, но больше, чем городская мечеть. Культовые здания трех авраамических религий находятся в Халкиде всего в двух минутах ходьбы друг от друга.
Спонсором строительства синагоги в 1849 году стала Софи де Марбуа, герцогиня Пьяченцская. Дочь французского дипломата и американки, родившаяся в Филадельфии в 1785 году, она вышла замуж за сына наполеоновского министра, получившего титул герцога Пьяченцского, но впоследствии рассталась с ним. Она участвовала в борьбе греков за независимость и построила им множество зданий. После того как в 1837 году умерла ее дочь, герцогиня отошла от христианства и обратилась в иудаизм. Своим немалым состоянием она поддержала строительство новой синагоги. Софи де Марбуа умерла в 1854 году, она и поныне почитается в Греции. Один из самых выдающихся греческих художников, Никос Энгонопулос, представитель сюрреализма, изобразил новую синагогу на своей картине.
В конце 19 века британский банкир и коллекционер Фердинанд де Ротшильд посетил Халкиду. Он пожертвовал большую сумму денег на благоустройство еврейского кладбища, где есть зал для погребальных церемоний, комната омовения (бейт-тахара) и дом для сторожа. Улица, проходящая сегодня мимо кладбища, называется «Одос Эврайон Мартирон» — «Улица еврейских мучеников».
Когда в конце прошлого века было восстановлено около 600 надгробий кладбища, оказалось, что поразительно многие из них принадлежат раввинам. Сегодня в Халкисе нет раввина, изредка приезжает кто-нибудь из Афин. Однако надгробия свидетельствуют о том, что еврейская община города когда-то была важным духовным центром.
Комментарии