Февраль 1917 года. Крах Российской империи

На модерации Отложенный

Несмотря на то, что события, происходившие в стране с февраля по октябрь 1917 года, внешне выглядят только внутренним делом России, последствия этих событий разнеслись по всему миру, и проявляются до сих пор, да и будут проявляться.

Я уже писал о том, что Февраль 1917 года был закономерен в силу слабости и неспособности самодержавия достойно реагировать как на внутренние неурядицы, так и на внешнеполитические вызовы. Ну а о системном решении усугубляющихся проблем не могло быть и речи.

«Затыкание дыр» в, «трещавшей по всем швам» Российской империи, финансовыми и другими реформами Александра II 1860-70-х, денежной реформой 1895-1997-х, реформами П.А. Столыпина, перевооружением армии и флота, начавшейся индустриализацией, были похожи на попытки «догнать уходящий поезд».

 

 

Англия XIX века

 

Англия XIX века

Уже в середине XIX века в Англии полностью сформировалась индустриальная промышленность с развитой системой производства, по этому же пути шло развитие Франции. Во второй половине века быстрыми темпами началась индустриализация Японии, США, Германии, северной Италии. Россия замыкала этот список, как по времени начала, так и по глубине и скорости развития промышленности.

Финансовая нищета правительства вынуждала выдавать разрешения на строительство и ведение промышленной деятельности иностранцам (Хьюз в Донбассе, Нобили в Баку и т.п.). Под новые проекты брались огромные кредиты во французских банках.

 

 

Февраль 1917 года. Крах Российской империи

 

Сказывалось и внутреннее противостояние между московским и петербургским капиталом, об этом я писал в предыдущей статье "Кто же готовил Февраль 1917 года?"

 

 

Февраль 1917 года. Крах Российской империи

 

Ещё один камень преткновения – это низкая квалификация промышленных рабочих, в недалёком прошлом общинных крестьян, вынужденных переселиться в город в поисках работы, так как Крестьянская реформа 1861 года многих земледельцев банально обанкротила. Бывшие землепашцы, в подавляющем числе безграмотные, привыкшие к общинным порядкам, с огромным трудом адаптировались к жизни в городе.

Этим обстоятельством без зазрения совести пользовалось большинство новоявленных капиталистов-заводчиков-фабрикантов. Женский и детский труд, 16-ти часовой рабочий день, штрафы за малейшую провинность, травмоопасное производство, и главное – полная бесправность рабочего перед своим нанимателем (хозяином!)

Были и другие факторы, державшие Россию «на задворках» индустриального мира (огромная, в большей степени неосвоенная, территория, неравномерное распределение многонационального и многоконфессионального населения страны и т.п.).

 

 

III Государственная дума

 

III Государственная дума

Я ни в коем случае не хочу сказать, что правительство Николая II ничего не делало, чтобы изменить ситуацию, но САМА СИСТЕМА САМОДЕРЖАВИЯ была неспособна адекватно реагировать на изменившиеся условия, на изменившееся общество. Уступки, дарованные обществу, после Первой русской революции также не смогли хоть как-то изменить ситуацию. Государственная дума, начавшая работу 27 апреля 1906 года, оказалась «пятым колесом в телеге», в большей степени мешавшей, чем помогавшей развитию государства. Примечательный факт – из четырёх созывов начала XX века полностью свой срок отработала лишь III Дума.

Думается, это совершенно неудивительное явление, так как практики парламентаризма в России на государственном уровне просто не было. Древние вече, сельские сходы, провинциальные дворянские собрания, разумеется, не имеют никакого отношения к органам законодательной власти империи.

Накопившиеся международные противоречия (желание передела колоний, сфер влияния, протекционизм и другие противоречия) закономерно привели к Первой мировой войне, которая России была просто не нужна, но «союзнический долг» втянул самодержавие в этот самоубийственный конфликт.

 

 

Февраль 1917 года. Крах Российской империи

 

Первоначальный подъём патриотизма в 1914 году довольно быстро сменился на раздражение, а затем и усталость от затянувшейся войны и поражений 1914-15 годов. Даже, успешный для русской армии Брусиловский прорыв 1916 года, мало повлиял на настроения общества, и к началу 1917 года Россия оказалась «на пороховой бочке с зажжённым фитилём».