Странные “продажи” оружия

На модерации Отложенный Странные “продажи” оружия

 

Странные “продажи” оружия



Время от времени, российские СМИ публикуют данные о том, что они вышли на какое-то там место по торговле оружием. Точные данные не приводятся, ссылаясь на закрытость большей части информации, но все же общие цифры иногда встречаются и тогда речь идет о десятках миллиардов долларов. Выглядит это внушительно и гордо, но во все этом все же есть какой-то элемент цирка или театра и вот почему.

Буквально месяц назад мир сотрясал скандал с провалом французского контракта на строительство крупной партии подлодок для Австралии, который ушел в США. В открытом доступе были параметры контракта, с количеством единиц техники и суммой всего контракта.

То же самое можно увидеть во вчерашней и сегодняшней прессе, где речь идет о крупном контракте, стоимостью 17 миллиардов евро или 19,2 миллиарда долларов, на поставку Францией в Объединенные Арабские Эмираты 80 истребителей Rafale и 12 военных вертолетов.

Логика тут такая, что когда речь идет именно о крупных поставках оружия, то элемент секретности будет сведен к минимуму и основные параметры таких контрактов будут доступны для общественности. Это понятно всем и в частности – гражданам стран, которые являются сторонами по данной сделке.

В стране-поставщике граждане понимают, кому их правительство продает оружие, а в стране-покупателе люди понимают, на что государство тратит деньги. Ну и всем остальным, ситуация тоже понятна.

Есть и другой способ поставки вооружений, через механизм военно-технической помощи. Поскольку это – очень специфическая область деятельности и плюс к тому, само понятие «помощь» означает, что оплаты от получателя оружия не будет, а его стоимость будет покрываться за счет бюджета донора этой помощи, то эти вопросы проходят все стадии публичного обсуждения, а бюджет предусматривает эту статью расходов.

И понятно, что такая инициатива должна быть обоснована соответствующим образом и никому в голову не прийдет зачислять это в объемы продаж оружия. Ведь когда речь идет о купле-продаже, то это обязательно – обмен товара на деньги, и если такого не происходит, это – что угодно, но не торговля.

Но понятно, что второй вариант имеет свои издержки, поскольку продавец должен как-то пояснить своим людям то, что какие-то крупные средства пойдут не на внутренние нужды населения страны, а на поддержку иностранного государства.

То есть, это – целый процесс, требующий очень большой доли публичности и лояльности к этим мероприятиям. Но что делать, если такая публичность невозможна? Тому могут быть разные причины, например – конечным получателем оружия будут террористы или одиозная диктатура, которая с помощью этого железа будет мордовать свое население и удерживать власть.

И вот со времен совка и по сей день такой механизм исправно работает из Москвы. Все отработано до автоматизма.

Поставки оружия оформляются под секретный контракт с отсрочкой оплаты. Товар уходит и делает свое дело там, куда его послали или немного дальше. Данные о контракте – закрыты и никто толком не знает, что, сколько и куда убыло, а имеется лишь сумма контракта.

Она-то и уходит в общую статистику. Ни с кем ничего не нужно согласовывать и обсуждать, поскольку на всем стоят грифы секретности.

Но вот приходит время оплаты этого контракта и выясняется, что получатель оружия даже не собирался за него платить хотя бы потому, что у него на это банально нет денег.

Более того, если бы он знал, что ему прийдется за это платить, он либо не брал бы ничего, а если брал, то в другом месте, где за улыбки или услуги никто и ничего не даст. И в этот момент срабатывает концовка этой схемы – Москва списывает эту задолженность полностью и бесповоротно.

Года три назад мы подробно писали о том, сколько десятков миллиардов Москва списала таких долгов за несколько лет и вот в прессе появилось новое сообщение на эту же тему. Причем, названия стран, которые в нем фигурируют, проходили и по тем, уже старым списаниям долгов. Шоу продолжается и со слов российской прессы, выглядит следующим образом.

«Россия продолжает советскую практику многомиллионных вливаний и списания внешнего долга для дружественных режимов за рубежом. По итогам 2020 года, несмотря на пандемию, обвал цен на нефть и дефицит бюджета, правительство РФ выделило 962,9 млн долларов на помощь нуждающимся странам. Это чуть ниже показателей 2015-19 гг, когда финансирование превышало 1 млрд долларов год, но вдвое выше уровня 2010-13 гг…

Крупнейшими получателями российской финансовой помощи по двусторонним механизмам стали Армения, Венесуэла, Куба, Киргизия, КНДР, Сирия и Таджикистан… Почти половина всей помощи пришла в виде списания долгов зарубежных стран на общую сумму 424,9 млн долларов, из которых наиболее крупная задолженность была прощена Кубе».

В общем, здесь нет ничего нового, но долги-то списываются потому, что эти страны не платят за оружие, а значит, это нельзя называть продажей и включать эти суммы в общую статистику торговли оружием.

Ведь раздавать на халяву можно в разы больше, только продажей это называть нельзя. А если это не продажа, то в таком случае, надо как-то вменяемо пояснять, к чему делаются таки дорогие подарки. Но пояснения необходимы лишь в том случае, когда есть тот, кому они нужны.

А когда причины и следствия разорваны и, с одной стороны, речь идет о продаже оружия, и совсем с другой – о списании долгов, то вроде бы и волки сыты, и овцы целы.

И так Москва действует практически по всем направлениям.

Так что любая информация, которая оттуда идет, должна восприниматься как ложь, открытая или замаскированная, а потом – по обстоятельствам. Только так можно не утонуть в этом потоке нечистот.