Средиземноморская диета для избранных. Как селедка с минтаем превратились в деликатес
Владимир Путин накануне поручил россиянам есть больше рыбы, но граждане вряд ли смогут быстро выполнить поручение. Ничего удивительного в этом нет. Рост цен на морепродукты превышает годовую инфляцию в разы. Зато повышаются доходы рыбопромышленников. Рентабельность в отрасли достигла 30% в год.
Фото: Лев Федосеев/ТАСС. newizv.ru. В России не хватает рыболовецких судов
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Рыбное богатство не для всех
Потребление рыбы и морепродуктов в стране растет недостаточно быстро, сетуют российские власти. Норма, установленная Минздравом, составляет 28 килограммов на каждого в год. На совещании с членами правительства президент Путин назвал другую цифру. В среднем по стране сегодня потребляется всего 24 килограмма. Напомнил глава государства и о важности средиземноморской диеты, которая продлевает жизнь.
«От сбалансированного питания прямо зависит здоровье и продолжительность жизни людей», — сказал президент.
Но россиянам до приморских стран в части потребления рыбы и морепродуктов очень далеко.
С Мальдивами, где рыба — основной источник белка, не может сравниться ни одна страна. Здесь каждый житель потребляет 180 килограммов в год. Это мировой рекорд. Треску и селедку уважают в Исландии. Каждый житель страны ест 90 килограммов рыбы в год. Но эти государства все же исключение.
Россия имеет прямые выходы к морю, как Португалия, Норвегия, Япония или Южная Корея. Но нашему народу до здорового питания, судя по присутствию рыбы в диете, очень далеко. Каждый норвежец ест 52 килограмма в год, японец — 49 килограммов. Чуть больше — 54 и 56 килограммов рыбы — потребляют в Южной Корее и Португалии.
Больше всего рыбы в РФ едят в Москве. Здесь норма Минздрава, судя по информации департамента потребления, которую получили «Новые Известия» в мэрии столицы, даже немного перевыполняется. Каждый москвич по итогам 2024 года съедает 28,5 килограмма рыбы в год.
Ничего удивительного в этом нет. Средняя зарплата в столице за 2024 год составила 162 тысячи рублей. По России эта цифра куда скромнее — 89 тысяч рублей.
Но и при такой разнице в заработках даже москвичи не могут поспеть за ростом цен на треску, селедку, минтай, лосось. А он впечатляет.
Потребление рыбы в Азии намного превосходит российское. Фото: ИТАР-ТАСС. newizv.ru
Почем рыбка?
Рыба дорожает темпами, которые в разы превышают официальную инфляцию. Эксперты аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр» еще летом посчитали, что соленая сельдь подорожала за год на 28,5%, мороженая неразделанная рыба — на 30,9%, а лосось — на сказочные 64%.
Как пишет «Федерал Пресс», 200 г слабосоленой форели в «Ашане» в Петербурге в октябре стоили 500 рублей, или 2500 рублей за килограмм. Без скидки цена за килограмм составляла уже 3400 рублей. Семгой можно побаловать себя за 1000 рублей — столько стоит упаковка 300 г. За килограмм покупатели отдадут 3333 рублей.
В Калужской области в «Пятерочке» цены немного ниже, чем в Северной столице. Наши читатели сообщают, что 200 г слабосоленой форели со скидкой стоит 400 рублей, без карточки — 470 рублей. Самая дешевая форель продается в расфасовке по 150 г по 300 рублей. Однако цена со скидкой и у той, и без скидки у другой одна — 2000 рублей за килограмм.
Замороженная форель стремится к 2000 рублей за килограмм. Фото: Татьяна Свиридова. newizv.ru
500 г замороженной форели стоит 830 рублей, если есть скидочная карта. Без нее цена составляет 980 рублей. Соответственно, килограмм стоит 1660 рублей или 1960 рублей соответственно.
Народная рыба минтай, которую ловят в РФ больше всего, продается со скидкой в 25%, по 500 рублей за килограмм. Без карты придется отдать 625 рублей за килограмм.
Слабосоленая форель в Калужской области продается по 2000 рублей за килограмм. Фото: Татьяна Свиридова. newizv.ru
Кто виноват, что рыба дорогая?
Почему дорожает рыба, вопрос не праздный.
Есть причины, которые разгоняют инфляцию в любой отрасли, и в рыбопромышленной в том числе. Рост цен на топливо, превышающий инфляцию, увеличение заработной платы не обошли рыбаков стороной.
В прошлом году улов лососевых был низким, однако минтая, селедки, мойвы, кильки поймали больше, чем в предыдущем. Тем не менее до показателей 2023-го, когда в год в страну попадало 5,3 миллиона тонн, в 2024 году не дошло. Общий объем выловленной рыбы достиг только 4,7 миллиона тонн.
— Основная проблема вполне понятна: у нас устаревает флот, если бы его было больше и было бы такое же количество рыбсовхозов, как в СССР, то, конечно, мы добывали бы рыбы больше. Вопрос даже не в добыче, а в переработке. Плюс надо учитывать стоимость перевозок. Главные потребители у нас сосредоточены в крупных городах, а основная добыча — Тихоокеанский регион, — напоминает «Новым Известиям» доктор экономических наук, профессор Финансового университета Александр Сафонов.
В Федеральной антимонопольной службе считают, что виноваты посредники.
По мнению ведомства, между траулером и прилавком может находиться до шести прокладок, что увеличивает цену для потребителя в 2,5-3,5 раза. В ФАС пообещали разобраться, но эксперты отмечают, что есть другие, более насущные причины, по которым цена на рыбу в Мурманске мало чем отличается от нижегородской.
В рыбной отрасли идет укрупнение бизнесов. Фото: Виталий Невар/ТАСС. newizv.ru
Кто зарабатывает на рыбе?
Как показывает анализ отрасли, несмотря на сложности и падание выручки в 2024 году, рыбный бизнес остается очень прибыльным. За январь — июль 2025-го рентабельность предприятий составила 33%, отчитался перед президентом глава Росрыболовства Илья Шестаков. Такому результату могли бы порадоваться в любой другой отрасли. Но и количество предприятий за три года сократилось на треть. Крупные компании богатеют, мелкие банкротятся. Это говорит о том, что чужие здесь не ходят.
Три четверти российской рыбы вылавливают на Дальнем Востоке. Крупные игроки этого рынка тесно работают с властью региона, или бенефициары рыбного бизнеса сами были недавно властью.
Самую крупную компанию «Океанрыбфлот» связывают с действующим сенатором от Камчатки Вячеславом Пономаревым и бывшим до 2021 года депутатом регионального парламента Игорем Евтушком, которого «Коммерсант» семь лет подряд называл самым богатым избранником народа.
Компания «Русский краб» считается крупнейшим в России производителем продукции из дальневосточного краба. Фото: Алексей Смагин/ТАСС. newizv.ru
Владивостокская «Пасифик клаб» управляется АО «Русский краб». До 2022 года крупнейшим владельцем головной компании был зять совладельца «Новатэка», мецената и миллиардера Геннадия Тимченко Глеб Франк. Другая фирма бизнесмена — «Русская рыбопромышленная компания», которую он основал вместе с братом губернатора Московской области Максимом Воробьевым, считается крупнейшим добытчиком минтая. В 2018-м Глеб Франк выкупил долю своего партнера, но после того как против Франка и дочери Тимченко Ксении были введены санкции США, Канады и Японии, он продал контрольный пакет акций и ушел с поста председателя совета директоров РРПК и «Русского краба».
Компания Франка в 2018 году выкупила треть всех квот на вылов дальневосточного краба, а осенью 2023-го «Русский краб» приобрел еще семь лотов. В 2024-м фирма владела 24% всех квот на краба.
Удачно выступила на аукционе по квотам и компания «Восток», в которой один из совладельцев — сын губернатора Приморья Никита Кожемяко.
Во втором по значимости районе добычи рыбы, на северо-западе страны, количество известных имен, кому принадлежат рыбопромышленные компании, не меньше, а может быть, и больше, чем на Дальнем Востоке.
Среди них бывший полпред в СЗФО Илья Клебанов, которого журнал «Форбс» еще в 2019 году определил в «короли» морей.
До 2022-го среди самых успешных рыбопромышленников был сенатор от Карелии Игорь Зубарев.
Глава Росрыболовства признает нехватку новых судов в отрасли. Фото: ТГ «Рыбхоз»
Когда вводились инвестиционные квоты в 2017 году, идея была разумная. В обмен на возможность ловить рыбу компании брали на себя обязательства по модернизации флота или мощностей по переработке продукции как на борту судов, так и на берегу. Пока идет отставание от графика, признается глава Росрыболовства Шестаков. Да и строят компании не за свои. Долговая нагрузка на отрасль составляет 260 миллиардов рублей.
Эти планы не изменят ситуации на внутреннем рынке. Чтобы больше потреблять, надо больше поставлять в торговые сети страны. Пока же рыбопромышленные группы наращивают экспорт. В 2024-м за границу было поставлено два миллиона тонн рыбы и морепродуктов. В этом году объемы увеличатся еще на 5%. Если сейчас выручка от экспорта составляет 6,45 миллиарда долларов, то через пять лет она вырастет до 7-8 миллиардов долларов.
Граждане давно говорят о том, что хотели бы чаще видеть на своем столе рыбу. Так думают 96%, опрошенных аналитическим центром НАФИ еще в 2022 году.
Но между «хотеть» и «мочь» «дистанция огромного размера», как сказано в «Горе от ума». Пока эксперты предрекают, что рыба в 2025-м станет дороже на 20%. Поэтому такого потребления, как в Норвегии с Японией, нам ждать, пока рак на горе свистнет.
Или краб с минтаем.
Комментарии