Туареги: гроза и ужас африканских пустынь

На модерации Отложенный

Помните незабвенный фильм «Мумия» еще 1999 года? Наверняка помните! Помнится, там была сцена, в которой в кадре появляются воинственные кочевники пустыни.

Туареги: гроза и ужас африканских пустынь!

 

Так вот сегодня именно о них – о туарегах, которые прославились как один из самых воинственных народов Африки.

Что они, к слову, совсем недавно подтвердили, в очередной раз устроив заваруху со стрельбой блэк-джеком и всем предлагающимся.

Происхождение туарегов

Оно теряется во тьме веков. Дело в том, что впервые о них упоминают арабы, познакомившиеся с туарегами где-то в Х веке, когда те уже были вполне сформировавшимся народом.

На древность четко указывает множество факторов, которые могут быть ни чем иным как следами древнего происхождения туарегов.

Например, они сохранили древнее письмо, не являющееся ни арабским, ни латиницей, и уходящее в древнеливийскую письменность, ныне исчезнувшую.

Также они сохранили ряд обычаев, например впечатляющие следы, если и не матриархата, то по крайней мере, общества, в котором женщины занимали видное положение.

Это нашло отражение в их легендах, которые гласят, что они произошли от некоей древней воительницы, которая прибыла на нынешние земли откуда-то из южного Марокко.

В языковом плане туареги являются одним из берберских народов. Но при этом их не следует смешивать с берберами. Во всяком случае, внешне они, несмотря на впечатляющее сходство, успели к настоящему времени накопить и много отличий.

Особенно заметны они во внешнем облике. Так берберы обычно светлее и несколько сухощавее туарегов.

Некогда такими были и все туареги, но их контакт с чернокожим населением был более плотным, и теперь среди них можно встретить множество людей смешанного негроидно-европеоидного типа, причем черная составляющая будет доминирующей.

Вместе с таковыми сохранились и совершенно европеоидные типы туарегов, которых и в самом деле можно было бы принять за берберов. Можно было бы, если бы вам удалось этого самого туарега увидеть.

«Синие маски»

Рассмотреть туарегов и в самом деле непросто, поскольку у них – как у мусульман-арабов, только совсем наоборот: женщины скрывать лицо не обязаны, а вот мужчины, мало того, что носят, как и женщины, длинные одежды, так еще и закрывают лица, оставляя только глаза.

Сейчас это уже частично отошло в прошлое, но раньше, стоило туарежонку достичь 18 годков, как ему дарили длиннющий кусок синей материи, которая должна была быть одновременно и головным убором, и той самой «мотанкой», которая обматывала взрослым лицо.

Туарежонок на радостях обматывался этой тряпкой, и после этого он уже считался не туарежонком, а взрослым туарежанином!

И вот после этого ему уже запрещалось открывать лицо, разве что за трапезой до уровня подбородка. И если кто-то случайно увидел его лицо – дело чести убить глазастого или покончить с собой!

Учитывая то, что большая часть истории туарегов прошла в стычках да набегах, такой обычай особо странным не кажется.

Интересно, что в некоторых удаленных от цивилизации регионах встреча с туарегом до сих пор считается дурным знаком, и для большинства предпочтительнее всего вообще не видеть этих туарегов с их обычаями.

Правда, это, скорее всего, связано не с заботой туарегов о неизвестности своих лиц, а с привычкой угонять в рабство всех, кто туарегом не являлся.

Но, если бы кому-то удалось увидеть туарега хотя-бы наполовину раздетым, то он бы понял, что свое второе название – «Синие люди», – они получили отнюдь не за одну любовь к одежде синего цвета, и уж тем более не за пристрастие к спиртному.

Дело в том, что синий краситель держится на ткани их одежды не так чтобы очень уж архимощно. Часть его переходит на кожу жителей пустыни, отчего они буквально синеют.

К тому же каждый тру-туарежин имеет привычку делать синюю подводку для глаз, делая это для защиты оных от солнечных бликов.

Смывается такой макияж тоже когда как, в результате чего с возрастом оказывается, что человек посинел до чёртиков. В итоге жестокая синева в туарегской среде считается признаком лютой туарежистости.

ПМЖ туарегов

Если посмотреть на Африку на карте, то можно увидеть, что на северо-западе континента имеется солидный выступ.

На территории этого «выступа» имеется куча славных и великих африканских государств, границы между которыми были проведены в лучших традициях колониализма, т. е. «от балды».

В итоге одни и те же народы разбросаны по разным государствам, а поскольку они обычно связаны целой системой родственных уз, торговых связей и всевозможных «кровных местей» длиной в полтыщи лет, то не стоит удивляться, что все эти границы больше мешают, чем помогают. И если на них просто смотрят как на туалетную бумагу – то это еще хорошо.

Вот и герои нашей статьи туарежат прямо в середине этого африканского выступа. Получается, что они обретаются сразу на территории Мали, Нигера, Буркина-Фасо, Алжира, Ливии, Мавритании и Нигерии. Центр же их земель находится где-то на стыке разных государств.

Стоит признать, что трудно было придумать что-то худшее, чем сделать туарегские земли этаким международным узлом.

Народ-то и так имел репутацию сплошной головной боли для соседей, а будучи лишенным государственности и вовсе начинал «туарежиться» по любому поводу.

В настоящее время они несколько успокоились, ибо получили, если и не собственную Туарегию, то, по крайней мере, автономию в рамках хотя бы одного государства Мали (и не думайте, что они этого добились с помощью переговоров).

Переговоры в их духе вообще мало похожи на переговоры. Не факт, что они вообще поняли значение этого слова раньше XXI века. Однако об этом – в следующей статье, где я расскажу и о чудесах туарегской дипломатии и о некоторых их традициях.