Где Кубань, а где ВТО…

 

 

 

Вопрос о вступлении России в ВТО обсуждается уже 17 лет. Всемирная торговая организация объединяет на данный момент 153 государства, на их долю приходится 95% мирового торгового оборота. Официальные лица утверждают, что процесс вступления России может завершиться к середине лета 2011 г., однако известно, что ориентировочные сроки окончания переговоров много раз сдвигались. Краснодарский край привыкли считать житницей страны, которая, по различным оценкам, обеспечивает более 7,5% совокупного выпуска сельского хозяйства страны. Что сулит Краснодарскому краю вступление России в ВТО? Каким будет уровень государственной поддержки после вступления в ВТО? Естественно, в странах Европейского союза она выше, но может ли, допустим, Кубань конкурировать с ними в бюджетных расходах, имея дополнительные отрасли, нуждающиеся в поддержке?

Корреспондент опросил нескольких профессионалов, что называется, от земли.

 

«НГК» обратилась за комментариями к председателю комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка краевого Заксобрания Ивану Петренко. В приёмной посоветовали обратиться в информационно-аналитический отдел. Мол, там занимаются подобными вопросами и согласовывают с депутатами возможность комментария. Просьбу мы адресовали начальнику отдела Людмиле Зориной, которая, отдаём ей должное, сделала всё возможное, для того чтобы связать нас с Иваном Михайловичем по телефону. Однако тот отказался сказать два-три предложения на тему, которая сейчас волнует кубанскую общественность. Мотивировка была поразительной: мол, не буду давать комментарий «журналистам, которые в прошлом году меня обозвали «яйцеголовым». Но это, разумеется, не о нашей газете. Что ж, вице-спикер краевого парламента тоже человек и вправе обидеться на  пишущую братию.

 

Председатель Кубанской ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) Виктор Сергеев:

– Вступлением в ВТО нас пугают уже несколько лет. Прежде всего, тревожно от того, что, возможно, сократится уровень господдержки, которая сейчас оказывается агропрому. Например, в нынешнем году кубанские фермеры уже получили 260 единиц сельхозтехники с 50% скидкой на сумму 115 млн. Также сейчас субсидируется часть затрат на ГСМ, на элитное животноводство, на приобретение минеральных удобрений, страхование.

При сохранении хотя бы нынешнего уровня господдержки кубанские крупные и средние фермеры (а их порядка 3 тысяч) вполне конкурентоспособны.

Ну а из плюсов выделю, пожалуй, фактор конкуренции. Ведь она – двигатель прогресса. И не беда, что более слабые не выживут. Бизнес есть бизнес.   

 

Ирина Ивлева, замдиректора ООО «Люкс-Агро» (Абинский район):

– Считаю, что вступление в ВТО для России и Кубани в частности несколько преждевременно. И дело не в том, что у нас неконкурентоспособная продукция – совсем наоборот. Вопрос в том, что село сейчас не готово. Государство наше должно выполнить социальные обязательство перед селянами, повысить их уровень жизни. Ведь бедность на селе поражает воображение. А также сельхозтоваропроизводителю нужно видеть, что цены на энергоресурсы обрели стабильность. Только в этом случае наша продукция сможет конкурировать с импортной, в том числе и в ценовом сегменте.

Председатель Кубанской гильдии пекарей и кондитеров Александр Головенко:

– Я вообще не могу взять в толк, зачем вообще в ВТО вступать? Все там, и мы туда же? Я, честно, и не владею информацией о ходе переговоров, на какой они стадии… Но скажу так: если цены на энергоносители  будут низкими, а мука – дешёвой, конкуренцию мы выдержим любую.

Айтеч Хагуров, профессор, доктор социологических наук:

– Однозначно на эти вопросы ответить достаточно сложно. Есть как «плюсы», так и «минусы». Главный позитив, на мой взгляд, – Кубань сможет участвовать в формировании цен на мировом рынке зерна. Ну а несомненный минус – очень жёсткие требования к финансовой поддержке агросектора. Хотя ещё в 2008 году у меня состоялся разговор с главным специалистом экономического отдела США Джуди Куо. Она тогда сказала удивительную вещь: ВТО не против финансирования сельского хозяйства, но против того механизма, который у нас в России есть. Ведь существующая поддержка позволяет эти деньги разворовывать. Не согласиться с этим невозможно. 

А некоторые кубанские производители и вовсе поражали заученными ответами:

– А вы в курсе, что мы филиал фирмы, головной офис которой находится в Ростове? Потому мы не имеем права самостоятельно принимать решения, вступать нам в какую-либо организацию или не вступать… Даже в ВТО…


 

Владимир ПРИХОДЬКО