Тагильская мадонна

Друзья, приветствую. Давайте немного поговорим о прекрасном. Давно уже хотела написать историю достопримечательности нашего города - картине "Мадонна с вуалью" кисти Рафаэля Санти. У нас она называется Тагильская мадонна. Экспонируется в музее изобразительного искусства в отдельном зале. У этой картины очень долгая и непростая история. Сегодня публикую начало, если вам понравится, буду продолжать. Если нет - кидайте в меня тапками). Ну что, начинаем?

 

Пролог

В марте 1924 года в Нижнем Тагиле случилось маленькое чудо. На чердаке бывшего господского дома завхозом металлургического треста Иваном Васильевичем Колеватовым была обнаружена странная потемневшая доска.

Повертев в руках её и присмотревшись, Колеватов обнаружил нарисованные силуэты людей. Незамедлительно он отправился со своей находкой к директору ещё только открывавшегося Нижнетагильского краеведческого музея Александру Николаевичу Словцову.

Словцов бережно положил доску на стол, протёр её влажной тряпицей. Проступили очертания женской фигуры. Предполагая, что перед ним икона, Александр Николаевич протёр доску ещё раз. И вот – на доске проявилась женщина, держащая над младенцем тонкую прозрачную вуаль. Но внимание нашедших привлекла надпись на вороте одежды женщины, которая вилась золотой вязью: Rafhael Urbinas pin…

Рафаэль? Возможно ли это? У картины отсутствовала значительная часть. Правый край был отломан, за плечом женщины угадывалась мужская фигура. Тем не менее, название картины было установлено – «Мадонна дель Пополо» или, как её ещё называют, «Мадонна с вуалью».

Словцов решил во чтобы то ни стало найти вторую часть картины. На поиски были брошены все силы. Но по иронии судьбы он каждый день проходил мимо, вернее, ступал по этой утраченной части картины. И всё тот же Иван Васильевич обнаружил вторую часть, она была положена вместо ступеньки на крыльце всё того же старого господского дома.

Наконец обе части соединили, и теперь уже надпись можно было прочитать полностью. Rafhael Urbinas pingebat MDIX– Рафаэль Урбинский писал в 1509 году. Сомнений не оставалось – это была Мадонна Рафаэля Санти, «Мадонна с вуалью».

В 1925 году из Москвы был вызван специалист. И он приехал, узнав о ценной находке. Это был известный реставратор и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь. Картина была в ужасном состоянии, края её источил древесный жучок, и они были словно губка. Грабарь приблизился к «Мадонне с вуалью». Изучил внешний вид и степень разрушения. Долго вглядывался в изображение женщины и, наконец, произнёс:

- Это она… Форнарина.

1. Встреча.

…- Это она! Форнарина! – воскликнул Франческо. – Смотри, Рафаэль, это она!

Франческо уже раньше видел эту девушку и знал, как её зовут. Дочь хлебопёка Лути, которую все соседи называли Форнариной.

Рафаэль, молодой красивый мужчина с длинными тёмными волосами и тонкими чертами лица, и сам уже увидел юную девушку, прислонившуюся к дереву в парке. Она вся была словно облита солнечным дождём. Лучи солнца упрямо проникали сквозь мощные ветви и завесу листьев, дробились на маленькие солнечные зайчики и прыгали в её золотистых волосах, создавая свечение над головой.

Рафаэль опытным взглядом художника сразу увидел миловидность девичьего лица, большие миндалевидные глаза, прямой тонкий нос, маленький чувственный рот. Оценил он и стройную фигуру, красоту и пластичность рук, линию плеч. Но больше всего его привлекло ангельское выражение её лица. Девушка тем временем будто бы не замечала друзей.

Рафаэль Санти гостил у своего друга банкира Агостино Чиги на вилле Фарнезино, заодно выполняя его заказ по украшению дворца. Работа двигалась, уже были готовы фрески «Три грации» и «Галатея». Но вот роспись «Амура и Психеи» задерживалась. Рафаэль не мог найти подходящую натурщицу. Много девиц прошло перед его глазами, но ни одна не соответствовала его требованиям.

И вот, надо же, именно сегодня, здесь, в этом прекрасном парке, на прогулке с учеником Франческо Пенни, он увидел Её. Её, прелестную нимфу, кокетливо поправляющую волосы, улыбающуюся солнцу.

- Кто ты, прекрасная синьорина? – друзья незаметно подошли к девушке.

Она обернулась и наконец заметила Рафаэля и Франческо. Просияла ответной улыбкой:

- Меня зовут Маргатира Лути, синьоры. Люди кличут Форнариной, ведь мой отец пекарь.

- Как ты попала сюда, Маргарита? Здесь владения синьора Агостино Чиги, - спросил Рафаэль.

- Мне давно хотелось побывать в этом чудесном парке, - смущённо ответила Маргарита. – Но я боюсь заблудиться.

- Что ж, приглашаю на прогулку, - рассмеялся Рафаэль и протянул девушке руку. – К Вашим услугам, прекрасная Форнарина.

Маргарита приняла приглашение. Троица неспешно двинулась вглубь парка Фарнезино, разглядывая красоты цветов и статуй, любуясь многоцветным оперением павлинов, наслаждаясь струями прохладных фонтанов.

На мгновение, пока Форнарина восхищённо рассматривала статую, Рафаэль повернулся к другу:

- Франческо! – тихо шепнул он. – Я нашёл наконец Психею!