Цена репутации
На модерации
Отложенный
Что такое деловая репутация, и как она создается, белыми зарплатами или упоминанием в престижном каталоге, выполнением своих обязательств или покупкой громких титулов и званий? Что дает компании доброе имя, и легко ли быть честным бизнесмену в современных условиях? Рассуждает Марина Константиновна Пооль, директор ООО «Красноярский Промос».
– «Красноярский Промос» дорожит репутацией надежного поставщика. Эта фраза уже навязла в зубах и, в принципе, ни о чем не говорит. Потому что есть просто репутация, и если она безупречна, то это прослеживается во всем. Может ли человек, имеющий статус успешного бизнесмена, талантливого руководителя, надежного предпринимателя, скрывать налоги, задерживать зарплату, не рассчитываться с поставщиками и подрядчиками? Я считаю, что нет. Тем не менее 30 мая вышел очередной пиаровский проект – рейтинг влиятельных региональных бизнесменов по итогам 2010 года «Золотая сотня», в который вошли руководители нескольких компаний, в частности, «Сибирская губерния», «Краспан», «Монолитпромстрой», имеющих задолженность перед ООО «Красноярский Промос», что подтверждается подписанными с обеих сторон актами сверки расчетов.
Есть и другие компании, руководство которых умышленно не расплачивается по счетам, и это выглядит особенно цинично на фоне того, что они тратят деньги на рекламу, ведут благотворительную деятельность, спонсируют карнавалы и парады.
В суд обращаться – смеются в глаза. Деньги переведены на другие фирмы, а еще пугают занесением в черный список. С агентствами же по взысканию долгов не хочется связываться, это бандитский бизнес, их методы и подходы для меня неприемлемы.
Репутации надежного поставщика или влиятельного бизнесмена недостаточно. Репутация человека и личности в обществе – вот что должно волновать. Ее не купишь за деньги, ее можно только заработать. Но в офис компании постоянно приходят письма на красивой гербовой бумаге, раздаются телефонные звонки, и хорошо поставленными голосами, очень напористо специально обученные люди предлагают, нет, буквально навязывают нам титулы «Гордость России», «Достояние России», «Лучший благотворитель», «Лучший налогоплательщик». Каких номинаций только нет! Награждение проходит в «Мариотт-отеле» в Москве, обещают присутствие первых лиц государства. Цена вопроса – от 400 до 700 тысяч рублей. Но если я действительно лучший налогоплательщик, может быть, ИФНС и вручит мне такую бумагу, без блеска и шика?
Хотите знать, что такое наша репутация надежного поставщика? Это на протяжении всех 11 лет деятельности белая зарплата, налоги в полном объеме. Это исполнение всех обязательств – перед персоналом, поставщиками, покупателями, фискальными органами.
И больше всего раздражает неравенство положения, в которое ставят нас те же самые фискальные органы.
Против того, кто ведет себя заведомо противозаконно, скрывается от налогов, сделать ничего не могут, это практически недоказуемо. Того, кто пытается платить, будут постоянно штрафовать, находить недочеты в документах. Задержали на два дня статотчетность – штраф 5 тысяч, задержали на полтора дня отчет по валютным справкам, потому что Белоруссия и Россия объединились в июле того года в единый таможенный союз – штраф 40 тысяч. Плюс переписка – «Война и мир» отдыхает. При такой дотошности абсолютно непонятно: если отслеживают малейшее опоздание, проверяют все до последней буквы, почему не видели, как уходят в оффшоры миллиарды Транснефти?
То же самое в банках. Чтобы отправить валютный платеж, нужно столько заполнить пунктов и подпунктов. Если такие внимательные и принципиальные, как могли проследить утечку капиталов за рубеж?
Сколько у нас идет серого и черного импорта, и что? Но когда мы импортировали товар с паспортом сделки, четыре дня провели на таможне в аэропорту. То поле не заполнено, то не поставлена точка. И все под лейтмотив – «нас проверяют». Но нас ведь тоже проверяют. И есть, опять же, репутация, мы никуда не денемся, если понадобится, дадим любые уточнения.
Чиновников сейчас кошмарят жесткими, зачастую трудновыполнимыми требованиями. Понятно, что госслужба им настолько дорога, что они будут делать все, чтобы соблюсти букву закона и остаться на своем месте. Они просто запуганы и все свои страхи и опасения перекладывают на бизнес, проверяя и перепроверяя, не принимая документы, заставляя по многу раз переделывать, переоформлять из-за малейшей неточности. Букву закона сложно соблюдать в силу ряда причин, в том числе чисто бюрократического характера.
Государству нужно пересмотреть и иначе расставить приоритеты, определить, кто важнее и кто для кого. Почему и банки, и транспортные компании, и весь частный бизнес бьется за платежеспособных клиентов, все, кроме госчиновников, как будто не на отчисления от бизнеса существует раздутый чиновничий аппарат с отпусками по 45-48 дней и прочими социальными благами.
Несмотря ни на что, людей порядочных в бизнесе пока большинство, и с неплатежами мы сталкиваемся в небольшом проценте случаев. Но все чаще возникают ситуации, когда у предпринимателей заканчивается терпение, и они уходят из бизнеса. Я думаю, мы теряем как раз порядочных людей, которые пытаются выполнять все свои обязательства, соблюдать законы. А в выигрыше остается, как и на дорогах, тот, кто наглее, кто может залезть вперед всех, кто не видит и не хочет знать правил, по которым должно жить цивилизованное общество.
Комментарии