Этих храмов в Москве больше нет: трагическая история нескольких святынь столицы
На модерации
Отложенный
«Москва златоглавая», «сорок сороков»… История столицы неразрывно связана с православными святынями. Сюда в былые времена, как в Киев, тянулись со всей России паломники — «поклониться московским чудотворцам». Но богоборческий XX век смерчем пронесся над страной и над городом, который Марина Цветаева называла «колокольным семихолмием». Этот вихрь снес многие московские храмы. Но память о них еще жива. А с ней и надежда хоть что-то восстановить. Сегодня мы расскажем о четырех из них.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке (в Котельниках)
Это была любимая московская церковь Достоевского — бывая в Москве, он всегда ехал туда помолиться. А академик Лихачёв писал: «В юности я впервые приехал в Москву, и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке. Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев… Вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чём-то неслыханно прекрасном. Её нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, её надо было видеть в окружении низких обыденных зданий».
Успенский храм. Литография 1825 года
Построенный в самом конце XVII века на средства московского купца Сверчкова архитектором Потаповым, храм действительно был одним из ярчайших памятников московского, «нарышкинского» барокко. Архитектор Баженов считал Успенскую церковь одним из красивейших зданий в Москве, а автор Зимнего дворца Франческо Растрелли говорил, что именно она вдохновила его на создание Смольного собора в Петербурге.
Даже Наполеон, когда вошёл в Москву, был настолько впечатлен архитектурой Успенской церкви, что по одной из версий распорядился поставить особый караул для охраны её от мародёров и пожара — кстати, от пожара 1812 года, уничтожившего бОльшую часть Москвы, она и правда не пострадала.
После революции нарком просвещения Луначарский использовал весь свой авторитет, чтобы сохранить этот храм. Но в 1933 году нарком умер, и в ноябре 1935-го Моссовет принял постановление о сносе церкви «в связи с острой необходимостью расширения проезда по ул. Покровке». Архитекторы-реставраторы пытались защитить храм, но отстоять его не получилось, и зимой 1936 года его снесли.
На его месте долгое время была пивная, потом летнее кафе. А теперь там сквер.
Но кое-что от Успенского храма все же осталось: два резных наличника и портал вмурованы в ограду Донского монастыря — при советской власти там был филиал Музея архитектуры имени Щусева; иконостас еще до сноса храма успели перенести в Новодевичий монастырь, несколько икон попали в Государственный исторический музей, а в 2004 году во время ремонта дома причта был найден большой хорошо сохранившийся фрагмент стены Успенской церкви.
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Яузской больнице
Больница на Яузской улице расположилась в бывшей усадьбе горнозаводчиков Баташевых. Их чугун когда-то считался самым качественным в Европе, на их заводах отлиты колесница Аполлона на фронтоне Большого театра и решетки кремлевских садов. Еще в конце XVIII века, разбогатев и получив дворянство, заводчик Иван Баташев обосновался в Москве, скупив участок в шесть переулков — это было одно из самых больших частных владений в старой Москве.
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Яузской больнице
В 1812 году, когда город заняли французы, во дворце Баташева поселился наполеоновский маршал Мюрат, и это спасло усадьбу от пожара.
Но наследники Ивана Баташева жили на широкую ногу, денег не считали и к середине XIX века разорились, а их легендарный московский дом в 1876 году город выкупил под больницу для чернорабочих, при которой была устроена домовая церковь в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость».
Задача перед архитекторами стояла сложная: вписать новую церковь — отдельное двухэтажное здание — в архитектурный ансамбль старой дворянской усадьбы. И она была поистине виртуозно решена.
В феврале 1905 года больничную церковь посетила великая княгиня Елизавета Федоровна — там прошло отпевание кучера Андрея, убитого террористом вместе с ее мужем, великим князем Сергеем Александровичем.
А в начале 1920-х годов храм разграбили в рамках кампании по изъятию церковных ценностей, сама же больница стала ведомственной — Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД. И в ней не только лечили чекистов: с 1921 по 1926 годы здесь было расстреляно и тайно захоронено около тысячи человек.
В 1999 году во дворе больницы установили памятник: на мемориальной доске в алфавитном порядке множество имен и фамилий погибших.
Сейчас помещения бывшего храма заняты под больничные нужды, но надежда на возобновление храма есть.
Церковь Воскресения Словущего на Остоженке
21 марта 1925 года в храме Воскресения Словущего за несколько дней до своей кончины служил святейший Патриарх Тихон.
Эта церковь впервые упомянута в документах 1625 года. Впрочем, она могла здесь существовать и в XIV веке — некоторые требы и таинства (например, венчание) в монастырских храмах не совершают, вот и строили при монастырях приписные «требные» храмы. При Зачатьевском монастыре такой была церковь в честь праздника Обновления (освящения) Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, или просто — Воскресения Словущего на Остоженке.
Церковь Воскресения Словущего на Остоженке. 1882 г.
К концу XVIII века она так обветшала, а прихожан стало так много, что в 1800 году начали строить новую трапезную с двумя приделами и колокольней в стиле классицизма. Но в 1812 году храм сильно пострадал от пожара, да и французы его изрядно пограбили — пришлось восстанавливать. И вот наконец к 1831 году у Воскресенской церкви появились новая колокольня со шпилем, трапезная и приделы мученицы Варвары и Покрова Пресвятой Богородицы. А в 1853 году в этой церкви крестили будущего философа Владимира Соловьёва.
В 1917 году храм оказался в эпицентре уличных боёв: в начале ноября на его колокольне большевики устроили огневую точку, с которой обстреливали штаб Московского военного округа.
А в 1933 году Воскресенскую церковь закрыли. Одной из последних в районе. И в 1935 году вовсе снесли — «в связи с началом строительных работ Усачевского радиуса метрополитена», а ее община перешла в соседний храм Илии пророка в Обыденском переулке.
А ведь при церкви был еще и погост — впервые он упомянут в 1657 году. В 2019 году во время археологических исследований были обнаружены человеческие останки и несколько могильных плит.
Сейчас на месте Воскресенской церкви — там, где от Остоженки к Зачатьевскому монастырю отходят 1-й и 2-й Зачатьевские переулки — сквер. Но идет сбор архивных и исторических материалов для восстановления храма.
Церковь Трёх Святителей у Красных ворот (в Огородниках)
- Храм Трех Святителей у Красных Ворот. 1881 г.
- Церковь и Красные ворота. Конец XIX века
- Церковь Трёх Святителей и Красные ворота. Начало XX века
Деревянный храм в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста существовал на этом месте еще в 1635 году — за близость к огородам его прозвали «церковью в Огородниках». В 1705 году здесь освятили уже каменный храм — название «у Красных Ворот» он получил после того, как рядом возвели триумфальную арку в честь победы в Полтавской битве. А когда в апреле 1742 года императрица Елизавета Петровна проехала, направляясь на коронацию, мимо Трехсвятительской церкви, на ее главке установили венец. Потом пристроили колокольню, два придела, а иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля создали шестиярусный барочный иконостас. 11 октября 1814 года здесь крестили Михаила Лермонтова.
Решение снести Трехсвятительскую церковь — для расширения проезжей части, — было принято в 1926 году, несмотря на протесты архитектурной общественности. Луначарскому удалось лишь добиться, чтобы разобрали только северную пристройку и ограду храма, причем расходы на это взял на себя приход. Однако городские власти все же постановили, что «вся церковь будет снесена, когда явится необходимость в расширении площади».
И в мае 1928 года такая «необходимость явилась»: храм был уничтожен одновременно с демонтажем Красных ворот. Сохранился только иконостас — его перевезли в храм Иоанна Воина на Якиманке.
Сегодня на месте и этой церкви сквер. 12 февраля 2015 года в день памяти Трех Святителей там освятили поклонный крест.
Комментарии
В 1987-м в СССР их осталось чуть меньше 7 тысяч: одни были разрушены, другие — перепрофилированы под склады, клубы, общественные туалеты и спортивные комплексы.
Коммунистическому государству религия оказалась не нужна — у него была своя.
Церкви на картах современных городов кажутся осколками разлетевшегося на куски времени...
Страдали не только здания. Так или иначе — ссылкой в лагеря, арестом или смертью — были наказаны за свою религиозность почти полмиллиона человек.
Но этого Князеву не понять.
Но разве это меняет картину русских городов, по улицам которых таскали архиереев на арканах?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
В.И.Ленин, выступление на Симпозиуме по безопасности компьютерных сетей, 1750 г.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Вы не человек?
Жаль, что нет точных цифр хотя бы за один год.
Открыты архивы и ведется большая работа по изучению хранящихся в них материалов, но никаких точных цифр пострадавших за веру не найдено.
Теперь видно, что их нет, видимо, и не было, пострадавших просто никто никогда не подсчитывал.
Были надежды, что кто-нибудь из верхов ЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ в каком-нибудь году издал приказ по всем областным организациям – собрать сведения о всех расстрелянных и арестованных попах, монахах, мирянах, но – нет, видимо, такие приказы не издавались или подчиненные ленились их исполнять.
Представляется, что единственный путь числовой оценки гонений, это прогноз на основе уже собранных данных.
Если количество репрессий по годам, фиксированные в базе данны новомучеников, умножить на коэффициент, равный отношению общего числа пострадавших к числу пострадавших, то получим оценки общего числа репрессий по годам.
Историки считают, что общее число людей, репрессированных за веру в период с 1917 по 1957 год, не менее
1 000 000.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Надпись на этой плите ошеломляет: «Казакам, павшим за веру и Отечество».
(А на бляхах у них было по немецки "GOTT MIT UNS")
Чем они хуже фашиста Ильина, Шмелева или Деникина, чей презренный прах гарант лично перенес из Франции в Россию?
Да тот же Солженицын, перед которым Путин отбивал поклоны (настоящий, по его же словам, патриот России), которому воздаются президентские почести, устанавливают памятники, переименовывают улицу и всовывают в школьную программу?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А из представленных церквей лишь первая уникальна по архитектуре, а остальные весьма посредственны. Новодел 19-го века. Предки наши до никоновской реформы лучше строили.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Суньте прямо в пасть.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Почему практически не осталось памятников славянской письменности?
А потому что их уничтожили христианские священники при насаждении чуждой славянам веры.
А эти памятники в миллион раз были ценнее всех церквей вместе взятых.
Память у вас, антисоветчиков, куриная, сколь раз с ноги по яйцам вам твердили:
Что церкви и храмы сносились, передавались другим конфессиям, продавались ... и при помазанниках божьих.
В 1928 году Глав.науки было принято решение считать главным критерием, по которому определяли принадлежность «сооружения» к памятникам — момент его постройки.
Сооружения, построенные: до 1613 г. — были объявлены неприкосновенными; в 1613—1725 гг. — «в случае особой необходимости» могли подвергаться изменениям; в 1725—1825 гг. — сохранялись только фасады; после 1825 г. — к памятникам не причислялись и государством не охранялись.
Данный критерий был принят Глав.наукой и с 1928 г. стал нормативным актом, действующим на территории РСФСР и СССР.
Стало больше театров, кинотеатров, библиотек, ДК и клубов.
Народ стал образованнее и культурнее и перестал верить в поповский бред.
Список церквей г. Пскова, упраздненных в 1786 г.
1. Архангельская с Песок. Передана в казенное ведомство.
2. Благовещенская от Рыбницких ворот. Продана за 50 рублей.
3. Богоявленская с Бродов. Плита употреблена для ремонта других церквей.
4. Власьевская с Площади. Выставлялась на торги.
5. Георгиевская с Болота. Приписана к Иоаннобогословской церкви с Мишариной горы. Плита употреблена для ремонта других церквей. К 1793 г. рассыпалась.
На ее развалинах священник Иоаннобогословской церкви Симеон Яновский устроил кабак и лавки.
6. Григория Богослова с Путятина на Петровской улице. Отдана на сооружение в Пскове лютеранского молитвенного дома.
7. Дмитриевская с Кремля. Оставлена в ведении архиепископа. Впоследствии (не позднее 1805 г.) занята архивом Псковского губернского правления.
8. Зачатьевская от Торгу. Выставлялась на торги.
9. Ильинская с Завеличья. Передана в казенное ведомство.
11. Казанская с Больниц. Выставлялась на торги.
12. Космодемьянская с Уток. Передана в казенное ведомство.
13. Мироносицкая с Завеличья. Оставлена в ведении архиепископа кладбищенской бесприходной церковью.
14. Николаевская с Валку. Приписана к церкви Успения с Пароменья. К концу XVIII в. обветшала и была окончательно упразднена в 1799 г.
15. Симеоновская с Железной горки. Передана в казенное ведомство.
16. Спасская от Старого Костра на Большой улице. Отдана на сооружение в Пскове лютеранского Стефановская с Лугу. Приписана к Иоаннопредтечевской церкви девичьего монастыря.
Изучайте, крысы церковные.
Это далеко не весь список.
А ведь были и другие города и там тоже были такие списки.
Сносили и в Москве.
Сносили при строительстве дорог и зданий.
Учи мат.часть, юродивые прыщи ..