Интересные мысли философа Монтескье

На модерации Отложенный

Шарль Луи Монтескье (1689–1755) – член Парижской академии, потомственный дворянин, богатый владелец замка, путешественник, вникавший в жизнь людей, изучавший законы других стран (многие считают его основателем социологии) пришел к выводу о том, что высшей ценностью является не любовь к богу или королю, а любовь к отечеству и народу.

 Как юрист и философ он выступил за права народа и считается духовным отцом французской революции 1789 года. Его первое крупное произведение «Персидские письма» изданное анонимно в 1721 году произвело сенсацию. В нём в форме сатиры он изложил социально-политическую ситуацию во Франции начала 18 века. В его фундаментальном трактате «О духе законов» и других работах отражены основные черты просветительства. Он излагал основы научного понимания природы и общества, закономерности исторического развития, разоблачал нетерпимость придворных и церковников к инакомыслящим. Он полагал что общество это единый организм, формы правления в нём зависят от образа жизни народа, его нравов и обычаев. Возникновение деспотической формы правления является результатом политического невежества народа в период становления государственности. «Известно уже по опыту веков что всякий человек обладающий властью склонен злоупотреблять ею, и он идёт в этом направлении пока не достигнет предела» - пишет Мотескье.

Что же в таком случае делать? Обеспечить сменяемость власти! А для этого надо чтобы Право и Закон  возвышались над правителем и власть имущими.

Единственным средством для этого является идея Локка о разделении судебной, исполнительной и законодательной власти. Необходимым ввести правовое регулирование отношений между людьми и руководствоваться разумом, а не страстями. Необходимо распределение верховной власти между различными слоями граждан, а не сосредоточения её в руках одного слоя, класса или  партии. Эти принципы нашли своё выражение в Декларации независимости США и во Французской Декларации прав человека и гражданина.

По Монтескье каждая форма правления формирует особую психологическую характеристику: у деспотии это страх, у монархии – честь, у республики – добродетель. Наиболее приемлемым строем является республика, которая хорошо сочетается с протестантизмом, в то время как монархии способствует католицизм.

Монтескье видел зависимость развитие государств и от географических условий: в холоде жить невозможно, жаркий климат расслабляет, а европейская умеренная прохлада формирует свободных и мужественных людей. В трудах Монтескье «третье сословие» то есть становящийся класс предпринимателей и широкие массы) нашли теоретическое обоснование борьбы с отжившим феодализмом. Становилось ясно, что монархическая власть, придворные и духовенство превратились в паразитический нарост на теле нации