Должна ли РПЦ свергнуть Вселенского патриарха
На модерации
Отложенный
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам конференции «Мировое православие: первенство и соборность в свете православного вероучения», которая проходит в Москве 16 и 17 сентября. Во вступительном слове глава РПЦ не просто в очередной раз обрушился с упреками на Вселенского (Константинопольского) патриарха Варфоломея, к чему все уже привыкли, но усомнился в легитимности его власти первоиерарха.
«Ситуацию, сложившуюся в православном мире, можно оценить как кризисную. О кризисе ясно свидетельствуют серьезные разногласия, сложившиеся между православными, о том, как мы понимаем устройство вселенского православия», – сказал патриарх в обращении к участникам конференции. Как передает ТАСС, глава РПЦ прослеживает тенденцию оторвать греческое и вообще средиземноморское православие от славянского православия и Московского патриархата. «Как предстоятель Русской православной церкви, который обязан заботиться о сохранении и укреплении отношений со всеми поместными православными церквами, не могу не испытывать личной боли от происходящего в наших взаимоотношениях с Константинопольским патриархатом и с теми церквами, которые были втянуты Константинополем в признание так называемой автокефальной украинской церкви, на деле представляющее не что иное, как легитимизацию церковного раскола», – добавил Кирилл.
«Важно еще раз осмыслить, что означает церковный раскол, как поместные церкви должны на него реагировать, допустимо ли вступление в молитвенное и евхаристическое общение с раскольниками и какие канонические последствия несет за собой такое вступление, может ли считаться легитимной церковная власть, которая нарушила церковный строй, учинив сослужение с раскольниками и самосвятами, не имеющими канонической хиротонии», – заявил патриарх далее, его слова приводит ИА «Интерфакс-религии». Заметив, что церковные каноны дают на все эти вопросы вполне исчерпывающий ответ, патриарх призвал богословов разных стран, принимающих участие в форуме, осмыслить, как применять эти каноны на практике, что конкретно они означают в нынешней ситуации, сообщает информационное агентство.
В последнее время председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) едва ли не в каждой субботней передаче, которую он ведет на государственном телеканале «Россия-24», ругает патриарха Варфоломея. Причем уничижительные эпитеты, которыми Иларион награждает заморского патриарха, не отличаются разнообразием. Чаще всего в его критике Константинополя встречается определение «разбойничий». В умах подготовленных зрителей это, видимо, должно напомнить о Втором Эфесском соборе 449 года, прозванном Разбойничьим собором. Он привел к недолгому господству в пределах Византийской империи учения, которое позже было признано еретическим как западными, так и восточными кафедрами. В дальнейшем эти события привели к расколу в христианстве.
Такое настойчивое шельмование Варфоломея первым помощником патриарха Кирилла, разумеется, должно было иметь цель.
Вероятно, достигнутый информационный и эмоциональный эффект на наших глазах должен вылиться в какие-то практические шаги. Впрочем, некоторые из них уже последовали. Московский патриархат пытается создать на «домашней территории» Константинопольского патриархата, то есть Турции, столь любимой российскими туристами, независимые церковные общины. В Европе и Юго-Восточной Азии созданы экзархаты, что было невозможно, когда между Москвой и Константинополем существовали полноценные отношения. Теперь же связи порваны, совместное богослужение запрещено, однако Константинопольский патриарх формально остается в диптихах, хотя в храмах РПЦ его не поминают, как и тех глав православных церквей, которые признали Православную церковь Украины. Московский патриархат не признает право Варфоломея на арбитраж в межцерковных спорах, а также некоторые другие его привилегии.
Но, кажется, этого уже мало? Что же РПЦ предпримет дальше, раз слова о легитимности патриарха Варфоломея прозвучали публично? В результате Разбойничьего собора произошли перестановки на кафедрах по всей Византийской империи. Впрочем, после смерти императора Феодосия II ересиархи были повсеместно свергнуты. Если проводить параллели, то и сейчас следует предпринять шаги для организации всеправославного судилища над Варфоломеем с последующими его извержением из сана и выборами нового Константинопольского патриарха. Но где взять единую империю и императора, чтобы обеспечить все эти крутые меры?
Раз это невозможно, то остается вариант с созданием своей, параллельной системой мирового православия. Такой вариант предлагали еще в 2019 году, когда Варфоломей предоставил томос об автокефалии ПЦУ. Но тогда такие прожекты казались слишком экстремальными.
Готова ли РПЦ на радикальные шаги? Если не прислушиваться к громким заявлениям, то ее повседневная деятельность выглядит довольно спокойной и учтивой по отношению к внешнему миру. Скажем, накануне конференции, где прозвучали настораживающие слова патриарха Кирилла, митрополит Иларион встретился с послом США в Москве Джоном Салливаном. «По просьбе главы американской дипломатической миссии митрополит Иларион рассказал о трудных страницах истории Русской церкви в условиях атеистической идеологии, а также о церковном возрождении, которое началось в нашей стране 30 лет назад, восстановлении разрушенных храмов и строительстве новых, современной церковной жизни, духовном окормлении соотечественников, проживающих за рубежом, состоянии межконфессионального и межрелигиозного диалога в России», - флегматично рассказывает об этом официальный сайт РПЦ. Между тем и сам Алфеев, и чиновники МИФ РФ регулярно напоминают российской публике, что за спиной Варфоломея и его проекта украинской автокефалии стоит вашингтонская администрация. Так что Московский патриархат доказывает, что он виртуозно умеет существовать и в конформистском, и конфронтационном контексте одновременно, не испытывая ни малейшего дискомфорта.
Комментарии
ну ни оп твою ...?