В российские выборы стали вмешиваться еще до избирательной кампании

На модерации Отложенный

В том числе о том, насколько мешают Штаты нашему Центризбиркому, в интервью телеканалу "Россия 1" рассказала его глава. Элла Памфилова в этом кресле с 2016. В активе – не одна федеральная кампания и большой опыт работы федеральным министром, депутатом, правозащитником. Но еще, добавляет Памфилова, инженером-электронщиком. Она лично подталкивает развитие цифровых избирательных технологий.

- Элла Александровна, если по 10-балльной школе, насколько готова наша избирательная система к избирательной кампании и самому главному этапу голосования?

- Пока еще на 9 с хвостиком. Поскольку нам еще предстоит привести в порядок списки, посмотреть, насколько участки подготовлены с точки зрения санитарно-эпидемиологической ситуации, все ли оснащено СИЗами. Самое последнее, знаете, как перед гостями, последние штрихи.

- Насколько гостям будет из кого выбирать?

- На самом деле, конкуренция очень высокая, у нас 13 кандидатов на одно место в Государственной думе, у нас 11 кандидатов на место в законодательных собраниях регионов, это в среднем. То есть очень высокий уровень конкуренции, практически на всех уровнях выборов. Кстати, в этот раз у нас был минимум – самый низкий уровень отказов.

- Элла Александровна, а если заглянуть на несколько шагов вперед, куда мы движемся? Всегда же есть воспоминания из детства. Когда ты с родителями идешь в школу, там голосуешь, там пирожки в школьной столовой. А сейчас, то есть через какое-то время, вы допускаете, что не будет этого ничего, и люди будут голосовать компьютерной мышкой?

- Хочет человек – он так же будет вместе с семьей и детьми традиционно ходить на избирательные участки, только эти участки мы сделаем более доступными и современными, оснащаем КОИБами – комплексами обработки персональных бюллетеней. У нас много особенно молодых людей, очень мобильных. Из 108,5 миллиона наших избирателей уже более 80 миллионов пользуются единым порталом государственных услуг, где они в одно окошко, как говорится, виртуальное, осуществляют свои взаимоотношения с целым рядом ведомств. И как раз эти потенциальные 80 миллионов могут точно так же вместо традиционного голосования уже в скором времени выбрать электронное голосование. Пока на этих выборах опробуются пилотные проекты в 7 регионах по электронному голосованию. Сдерживает нас пока только одно – мы движемся ровно настолько, насколько обеспечиваем полную безопасность системы и тайны голосования.

- Элла Александровна, насколько вы чувствуете попытки вмешательства в наши выборы?

- Даже не столько чувствуем – знаем и работаем в этой ситуации уже давно, поскольку подготовка к тому, чтобы снести наши выборы, началась задолго до избирательной кампании, и очень серьезные центры на это работают, очень серьезные программы.

- Это в ЦИК кто-то отслеживает, откуда идет?

- Естественно. Есть называемая знаменитая карта нарушений одной из организаций, которая признана иностранным агентом, и которая всегда от правительства, от государства, от Центральной избирательной комиссии требует прозрачности, а сама работают в черной или серой зоне, где они получают зарплату неизвестно. И когда мы тем, кто считается официальными владельцами этой "карты нарушений" даем официальную информацию, что вот это неправда, вот это нет, это не соответствует действительности, поправьте, – они не могут этого сделать. Потому что где у них находится сервер? Сервер добротно защищен и находится в Калифорнии, в Соединенных Штатах.

- Элла Александровна, три дня голосования – как будут сохраняться бюллетени от одного к другому, третьему?

- Тотальное видеонаблюдение на протяжении трех суток, когда могут следить представители всех партий, и на федеральном уровне, и на региональном уровне. Все бюллетени будут пересыпаться в так называемые сейф-пакеты с индивидуальным уникальным номером, который невозможно подделать. Помещение опечатывается и сдается сотрудникам правоохранительных органов.

- А трехдневное голосование – из-за ковидных ограничений?

- Эти три дня позволяют людям выбрать, когда им удобно голосовать. Я предполагаю, что даже если закончится пандемия, опыт голосования в течение 2–3 дней, скорее всего останется.

Видео: Вести в 20:00. Элла Памфилова о вмешательстве в выборы и высокой конкуренции

Ранее по теме

  • В преддверии выборов члены избирательной комиссии вылетают в отдаленные районы
  • Захарова назвала причины вызова посла США в МИД
  • Лавров ответил, останется ли на посту после выборов
  • "Унылое голосование": заказчиков нужно искать за океаном
  • Матвиенко о признании "Спутника" и легитимности выборов
  • Досрочное голосование: оленеводы Чукотки делают свой выбор