Грех ли работать в церковные праздники?
На модерации
Отложенный
Зачастую люди, которые считают себя «в душе православными», больше значения придают не тем основополагающим вещам, которые делают человека истинным членом Церкви. Наоборот, уделяется внимание различным приметам, традициям, «правилам», которые передаются от одного далекого от церковной жизни человека к другому. И так происходит многие десятилетия. Одним из таких правил является запрет на работу в церковные праздники.
Традиция или Закон?
Разумеется, те, кто знает Евангелие, могут сразу сказать, что 6-я заповедь четко указывает на то, что шесть дней в неделю нужно посвящать работе, а седьмой день — Богу. И это значит, что работать в воскресенье, то есть в седьмой день по современному календарю – нельзя.
Но когда мы обратимся к Новому Завету, то видим, что Господь неоднократно указывал на то, что делать добрые дела можно и в седьмой день:
Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк.2:27).
Таким образом, сказать однозначно, что можно или нельзя работать в церковные праздники – невозможно. Тем более, что систематическим праздником для православных является воскресенье – день, когда Иисус Христос воскрес из мертвых, подарив нам всем надежду на воскресение после смерти.
В советское время, конечно, многие правила стерлись, традиции нарушились. И, так как все граждане СССР работали, то на домашние дела у них оставались только выходные. «Работать не грех, грех – не работать», с таким лозунгом люди ехали на дачи, шли в огород, или занимались уборкой дома. Сейчас, когда советская власть стала историей, мы, несомненно, оправдываем наших предков, даже если они были верующими. Выбрать между дачей и храмом, в пользу храма, могло означать для граждан СССР не только репрессии, но и угрозу жизни и благополучию детей. Противостоять власти могли только сподвижники, которыми большинство простых православных не являются и не могут являться.
Но сейчас совершенно другие времена. Двери всех храмов открыты для прихожан, да и храмов стало гораздо больше. Поэтому нужно четко определить приоритеты для православных 21 века.
Выбор
Если человек осознанно выбирает для себя работу в огороде взамен визита в храм, хотя имеет возможность поучаствовать в общей молитве на литургии, это один выбор.
А вот когда он едет к больным стареньким родителям и делает у них уборку и копает грядки, это совершенно другой выбор.
И третий вариант – когда у человека нет выбора, а есть график, по которому он должен в это воскресенье работать.
Разница очевидна. Если описываемый в первом случае человек – верующий, то он должен отложить дела и принять участие в самом главном деле воскресного дня — Литургии. Она – центр любого праздника Церкви. И посещать ее нужно, необходимо для православного. Особенно это касается важных, двунадесятых праздников и других основополагающих дней в церковном календаре. В такие дни мы должны показать Господу, что мы рядом с ним, что мы готовы пойти с ним, послужить с ним. Без этого сложно считать себя человеком, относящимся к нашей Великой Соборной Церкви.
А вот во втором случае, когда мы посвящаем воскресный день делам любви, помощи ближнему, то Церковь не порицает работу. Но если такая работа будет делаться еще и с молитвой, тогда она будет благословлена, и сам Господь поможет в ее исполнении. Лишь бы такая причина отсутствия в храме не стала ширмой, удобной причиной для нежелания присутствовать на Литургии. Этого от Бога не скроешь, и вот это будет грешно.
Подводя итог, можно сказать, что тому, кто желает получить награду в виде вечной жизни, стоит потрудиться и по воскресениям и праздничным дням посещать храм. Постепенно это превратится из обязанности в привычку, а затем и в жизненную необходимость. Это такое счастье – знать, что в общей молитве Господь ясно слышит и твой голос!
А работа по дому будет выполнена и после богослужения и уже не вменится в грех для работающего все дни недели человека.
Комментарии