Ловушка «дельты»: как вакцина может стать союзником вируса

На модерации Отложенный

Трое исследователей из университета Экс-Марсель опубликовали в Journal of Infection данные о том, как антитела могут облегчать проникновение вируса в организм – что ставит под угрозу не только кампанию вакцинации, но и жизни людей.

В своей статье Жак Фантини, профессор биохимии, Нуара Йяи, профессор биохимии и молекулярной биологии, и Анри Шаинян, исследователь в области биохимии, рассматривают некоторые категории антител, которые могут усилить инфекцию в разгар эпидемии, когда главным возбудителем становится штамм «дельта».

Фото: antaranews.com

Нас всегда учили, что когда человек заболевает – или вакцинируется, организм начинает вырабатывать антитела, которые призваны нейтрализовать вирус. Однако это объяснение нуждается в дополнении, потому что антитела бывают разные. Есть антитела, которые распознают s-белок вируса, но на этом их роль заканчивается, защищать они не могут. Есть антитела, которые нейтрализуют вирус, то есть сводят его действие на нет. Наконец, есть группа антител, которые, напротив, облегчают вирусу проникновение в клетки организма, и тут кроется самая большая проблема.

Открытие антител-сообщников произошло еще до появления ковида. Их действие было отмечено во множестве инфекций, среди которых лихорадка денге, болезнь Эбола, лихорадка Зика, ВИЧ, ближневосточный респираторный синдром MERS и корь. Данный феномен носит название «антителозависимое усиление инфекции» (АЗУИ).

Феномен антитело-зависимого усиления инфекции у вакцинированных и переболевших, supotnitskiy.ru

Его действие практически не отмечали в ходе исследований оригинального, уханьского штамма вируса, но сегодня эта разновидность вируса вытеснена штаммом «дельта», который обладает уже другими качествами – и который, похоже, в ходе эволюции вируса гораздо лучше научился приспосабливаться. Данные, полученные профессором Фантини и его коллегами, показывают, что в случае «дельты» количество нейтрализующих антител стало меньше, а количество антител-сообщников резко возросло.

Как считают исследователи, соотношение этих двух категорий антител может меняться в зависимости от штамма. Нынешние вакцины против ковида (на базе РНК или векторные) производились во времена господства уханьского штамма и учитывали его особенности. В случае со штаммом «дельта» может получиться так, что вакцина не облегчит течение заболевания, а напротив, усилит его – либо приведет к нежелательным побочным эффектам.

Исследователи предлагают создателям вакцин озаботиться вопросом возможного антителозависимого усиления инфекции в случае с штаммом «дельта» и, конечно, доработать вакцины таким образом, чтобы свести риск такого усиления к минимуму. Для этого желательно обработать используемый в вакцинах s-белок, убрав из него участки (так называемые эпитопы), которые, фигурально выражаясь, «притягивают» к себе антитела-союзники.

Вообще получается очаровательно: новый штамм – новая вакцина – миллиардные прибыли компаний – вирус опять мутирует – опять создается вакцина – опять кто-то получает миллиарды – и так без конца.

Между тем профессор Монтанье, нобелевский лауреат и один из крупнейших исследователей вирусов, предупреждал, что коронавирус будет мутировать, сталкиваясь с действием вакцин, и что неизбежно возникнет риск антителозависимого усиления инфекции. Но когда общество коррумпировано, корпорации продавливают свои интересы без особых хлопот, используя свои каналы влияния. Та же корпорация «Пфайзер» когда-то отлично нажилась на «Виагре», а теперь получила практически неограниченный ресурс для обогащения. Вакцинация, ревакцинация и еще раз, еще раз, еще много-много раз, и каждую новую дозу обязательно сделать дороже предыдущей. А если вирус ослабеет и перестанет быть смертельным, ничто же не мешает корпорациям соорудить в лаборатории новый опасный штамм, запустить его и опять делать деньги.

А потом, наверное, начнется лечение побочных эффектов, которые просто не могут не возникнуть, если постоянно вакцинироваться. Не удивлюсь, если тогда даже изобретут вакцину от последствий предыдущей вакцины. Первая доза – бесплатно, а дальше платите всю жизнь.

ВАЛЕРИЯ ВЕРБИНИНА