Рейтинг Владимира Путина за лето упал на 10%, но на это мало кого тревожит

На модерации Отложенный

Рейтинг Владимира Путина за лето упал на 10%, но на это мало кого тревожит

 

Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова

Эксперты обсуждают ситуацию вокруг президента

Говорят, металлы уменьшаются в размерах при охлаждении и расширяются при нагревании. Утверждают, что Эйфелева башня в Париже зимой из-за этого сжимается на 15 см. Рейтинг поддержки президента России в этом году в отличие от металлов за жаркое лето, напротив, сжался примерно на 10%.

Согласно данным Фонда «Общественное мнение» («Политические доминанты») при ответе на вопрос «Президент Владимир Путин работает скорее хорошо или скорее плохо?» процент отвечающих «скорее хорошо» за лето снизился. Если в мае-июне текущего года таких было 62%, то в августе этот показатель держится стабильно на 57%. И, наоборот, тех, кто выбирает вариант «скорее плохо», стало больше с 23% в июне до 28%. Процент доверяющих главе государства также снизился с 60% до 54-55%.

По опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показатель доверия Путину также снизился: с 67% в мае до 61-62% в августе.

Политолог Аббас Галлямов объясняет снижение президентских рейтингов «репрессиями», которые, по его мнению, власти проводят в отношении оппозиции: «Репрессии в ситуации, когда тебе угрожает реальный враг, и в условиях, когда тебе никто не угрожает, производят совершенно разное впечатление. В первом случае они выглядят оправданными — если и не полностью, то хотя бы частично. В ситуации наличия врага даже тот, кто не согласен с властями, всё равно понимает их мотивацию. Всё-таки право на самозащиту есть у каждого — у правительства тоже. А вот в ситуации, когда врага нет, репрессии предстают уже чистым беззаконием: «Самозащита? От кого?!...Я думаю, что нынешний властный произвол будет возмущать людей чем дальше, тем больше. В отличие от той ситуации, что сложилась зимой, когда оппозиция вывела на улицы толпы своих сторонников, которые вступили с правоохранителями в бой и чуть ли Кремль не захватили, сейчас никакой видимой угрозы режиму не видно. На улицу с антиправительственными лозунгами никто не выходит, отправить Путина в отставку не требует. Образ врага сейчас не визуализирован и этот факт представляет из себя для Кремля колоссальную проблему. (…) Власти теряют ощущение моральной правоты, причем не только в глазах населения, но и с точки зрения элит. Когда крепость осаждена врагами, завинчивание комендантом гаек оправданно, но, когда в поле вокруг крепости никого нет, оно превращается в самодурство», — отметил эксперт.

Впрочем, вышеприведенные опросы еще не учли недавнюю встречу Владимира Путина с активом партии «Единая Россия», где он озвучил несколько инициатив в поддержку наименее обеспеченных граждан типа единовременной выплаты пенсионерам в размере 10 тыс.

рублей. Это может скорректировать рейтинг главы государства вверх. По первым данным ВЦИОМ, у большинства участников фокус-групп (79%) сложилось положительное впечатление о выступлении президента на встрече.

Близкий власти гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что в свете событий в Афганистане, где западные страны уступают террористам, значение Владимира Путина на международной арене как политика выросло. Политолог написал в Facebook, что «понимает многих западных политиков, которые испытывают острый комплекс неполноценности перед Путиным. Он, пожалуй, единственный из них (западных, да и восточных политиков), кто имеет опыт успешной антитеррористической борьбы (Чечня, Дагестан, Сирия). И вот как тут им не желать его ухода с политической сцены, если их собственные избиратели хотят «такого как Путин»? Его пример перед их глазами ставится регулярно».

Руководители мировых держав, по мнению, Мухина, «хотят не выходить из зоны комфорта. Что им мешает? Как они полагают, Путин как наглядный пример успешного геополитика и тактика, выводящего формулы борьбы с терроризмом в самых разных точках земного шара. Они не хотят учиться, они хотят, чтобы пример Путина им не мозолил глаза. И его боятся, причём, сами себя запугивают. Поэтому предпочитают, чтобы слова «Путин, уходи!» произнес кто-то другой, а не они сами».

Галлямов предполагает, что «Путин настолько зациклен на проблемах удержания власти и борьбы с врагами, что ни о чём другом думать уже не в состоянии. Ради этого он разрушил буквально все институты в стране. Беда в том, что и оппозиция настроена не менее конфронтационно. Ни о чем другом, кроме как о борьбе с Путиным, она тоже не думает. Но ведь тот рано или поздно всё равно уйдёт. Так вот, на следующий день после того, как это случится, страна поймёт, что никакого понимания относительно того, что делать дальше, у неё нет. Просто потому, что раньше никто об этом всерьёз не размышлял. А ведь менять придётся очень многое. Не важно даже, кто окажется во главе государства - назначенный ли Путиным преемник или кто-то из лидеров оппозиции, ему всё равно нужно будет восстанавливать государственные институты и общественные связи. К этому лучше подготовиться заранее». 

Впрочем, наблюдатели считают, что эти колебания рейтинга мало что значат в условиях, когда самому президенту в ближайшее время избираться не надо. В последнее время доминирует точка зрения, что Владимир Путин может остаться на своем посту до 2036 года, как позволяет измененная в 2020 году Конституция РФ.

Автор: Борис Куркин