На криминальный погост под цифровые фанфары

Общественности вновь напомнили о положении в ритуальной сфере: ФСБ заявила, что раскрыла в Москве очередную «банду похоронщиков». Релиз об этом событии работники пресс-службы столичного УФСБ начали рассылать в медиа с самого вчерашнего утра.

По версии контрразведчиков, ритуальное агентство «Мск» давало сотрудникам ОМВД «Нагорный» и «Северное Измайлово» взятки за информацию о вызовах полиции по фактам смерти. После получения сведений ритуальщики находили родственников умерших и начинали навязывать ритуальные услуги.
За что и поплатились. Причем, как взяткодатели, так и «оборотни в погонах».

Существует, впрочем, альтернативная трактовка происшествия, весьма далекая от легенды контрразведчиков. Со времен дела Ивана Голунова известно, что руководство московского УФСБ «неровно дышит» к похоронномумонополисту ГБУ «Ритуал», далеко не всегда работающему с соблюдением налоговых норм и правил.
Также не является секретом излюбленная метода некоторых правоохранителей: сначала втереться в доверие, пообещав поддержку, затем устроить звонкую провокацию с участием «опекаемых», а после победно пресечь противоправное действие.

В ритуальных кругах поговаривают, что ФСБшники сами свели руководство «Мск» с полицейскими, и они же (ФСБшники), долгое время, правда, больше на словах, оказывали «Мск» всяческое содействие, включая выдачу «поддельного» удостоверения ФСБ.

Есть мнение, что операция по «раскрытию банды», в том числе квартир-«оговоров» (call-центров, откуда ведутся беседы с родственниками усопших), с самого начала организовывалась и контролировалась сотрудниками УФСБ. Их целями были устранение крупного ритуального игрока, создание видимости наведения порядка в сфере, которая и так плотно курируется Лубянкой, и, конечно, демонстрация того, насколько все плохо в полиции.

Как все было на самом деле, мы когда-нибудь обязательно узнаем. Либо быстро, как в истории с Голуновым, либо спустя какое-то время, полагаю, через несколько месяцев.

Возникает логичный вопрос – что нужно сделать с этим донельзя коррумпированным криминализированным бизнесом? Ведь ясно, что десятилетия показного противодействия ни к каким существенным улучшениям не привели, зато сказочно обогатили тех, кто имел хоть какое-то отношение к неправомерной наживе на чужом горе.

Выход представляется только системным, институциональным, а не точечным, и заключается он в скорейшей цифровизации ритуальной сферы.

Мы достаточно долго слышим о предстоящем запуске суперсервиса «Утрата близкого человека», однако без сопутствующих подготовительных работ запустить его не удастся. И работа в этом направлении ведется: недавно Минстрой предложил к 2030 г. запустить электронные реестры кладбищ и цифровые сервисы, которые упростят оформление скорбных документов. Также предложено установить единые требования к участникам рынка, местам захоронения, стандарты качества услуг, связанных с погребением, предоставлять участки для семейных и родовых захоронений за плату.

Инициатива министерства была поддержана в Совфеде, общество тоже «за», правда, не очень понятно, почему выбрана столь отдаленная перспектива. Хотя, с другой стороны, очень даже понятно: масштаб мероприятий предстоит огромный.

По стране сотни тысяч кладбищ, и по закону все они находятся в ведении муниципалитетов. Инвентаризация 1 га кладбища (примерно 1 100 захоронений) обойдется минимум в 80-100 тыс рублей, это если без воровства. В итоге только на инвентаризацию потребуются сотни миллиардов рублей, которых в местных бюджетах нет.

Готово ли правительство выделять и контролировать такие суммы, а главное, кто будет проводить инвентаризацию?

Далее. Цифровой реестр кладбищ должен быть заточен не только на учет имеющихся и утерянных захоронений, информация о которых, тем не менее, сохранилась. Не менее важно создать такой алгоритм, при котором все новые захоронения автоматически подгружались в имеющуюся базу. Задача в масштабах страны непростая, но не боги горшки обжигают.

Наконец, те самые криминал и коррупция. В нескольких регионах пилотные инвентаризационные проекты существовали, но все они были разрушены кладбищенской мафией – силовиками, братками, чиновниками. Впрочем, если на федеральном уровне будет принято соответствующее решение, а оно, по сути, уже принято (вспомним призыв Владимира Путина перестать унижать людей), то процесс пойдет быстрее.

Москва не сразу строилась. При помощи «цифры» правительство справилось с обналичкой, сейчас успешно устраняет офшорные бизнес-схемы и другие таможенно-налоговые лакуны, а в скором будущем ликвидирует и похоронный беспредел.