…Самолёт заходит на посадку в аэропорт Термеза, и женщина рядом со мной начинает горячо молиться. Поймав мой взгляд, она объясняет: «Я не боюсь летать. Но вы же знаете, через реку — талибы. Вдруг они сейчас ракету запустят?» За рекой Амударьей хорошо просматривается Афганистан: даже видно, как ездят автомобили.
«Люди у нас нервничают, — признаётся Анисия, жена священника в православной церкви Термеза. — Некоторые уже выставили квартиры, дома на продажу: не хотят здесь оставаться».
К знаменитому Мосту Дружбы, через который советские войска в 1989 году покинули Афганистан, просто так не подойдёшь: пограничная зона.
Фото: АиФ/ Георгий Зотов«На той стороне ещё висит флаг правительства в Кабуле, — сообщает узбекский офицер. — И мы утром каждый раз смотрим, не сняли ли его». «Ночью на афганском берегу стрельба, — жалуется на базаре продавщица моркови Фариза Мухаммедова. — У нас дом прямо у кромки Амударьи стоит. Грохот, всполохи.
Боимся спать, часто просыпаемся и дрожим». Боевики «Талибана» (Организация запрещена в Российской Федерации) вышли к границе бывшего СССР: Термез, где живёт 140 000 человек, находится в панике. «У нас только одна надежда — на российских солдат», — говорят местные жители.
Фото: АиФ/ Георгий ЗотовДжинсы, магнитофоны, «Мальборо»
…При Советском Союзе Термез был закрытым военным городом, где жили в основном пограничники и их семьи, здесь же размещались войска: 70% населения составляли русские. «Роскошная жизнь была, особое снабжение, — вспоминает пенсионер Александр Десятников. — Тут же ребята наши возвращались из Афганистана, магнитофоны, джинсы, сигареты „Мальборо“ везли».
Другие собеседники «АиФ» тоже рассказывают, что Термез в советские времена славился как точка, где можно достать любой заграничный дефицит.
После распада СССР здешние граждане ездили торговать к афганцам. «Нет, ничего не покупали, — объясняет предприниматель Рустам Бердиев. — А вот к ним я много товаров отправлял, и хорошо разбирали. Все афганцы воюют, ничего не производится, но жить-то надо».
Через реку периодически плавали контрабандисты, делались подкопы под пограничные столбы с колючей проволокой, шёл наркотрафик. «Может, это даже хорошо, что талибы взяли границу под контроль! — заявляет мне пожилой человек в мечети Термеза. – Никакой героин, опиум к нам не потащат. Что же в этом плохого?»
Пятничная молитва. Фото: АиФ/ Георгий ЗотовZdravstvuite, tovarish
«У нас имеются и такие люди, которые прямо утверждают, мол, пусть „Талибан“ придёт сюда, будем жить по исламу, это правильно, — вздыхает сотрудница музея археологии Райхон Нуралиева. — Типа порядок появится. Конечно, тут начнёшь психовать. Полно афганцев уже в Термезе, открыли тут бары, магазины и кафе: они рассказывают про талибов такое, что волосы дыбом встают».
Действительно, на улицах хватает прохожих в традиционной афганской одежде.
Я обедаю в закусочной в центре города, обещающей «лучшую кухню Афганистана». Владелец Мухаммед Бахри немного владеет русским языком, но предпочитает общаться на английском: он приехал сюда из Мазари-Шарифа. «Zdravstvuite, tovarish. Я правильно сказал? Вы знаете, я был против советского вторжения в Афганистан, а теперь думаю, что нам следовало встать на колени и умолять вас, чтобы вы не уходили».
Я интересуюсь, почему «Талибан» с такой лёгкостью захватывает афганские провинции и снова встал у границ бывшего СССР. Абдулла откровенно удивляется вопросу: «Американцы за 20 лет не сделали ничего хорошего.
Афганцы по-прежнему нищие, и талибы легко вербуют их воевать: выдай в месяц сто баксов, обеспечь семью едой, и все счастливы. Хорошо, что в Термезе сейчас находятся российские военные, мне спокойно стало». Этого же мнения придерживается пенсионер Александр Десятников: «Пока тут войска из России, „Талибан“ в город не сунется».
Фото: АиФ/ Георгий Зотов«Неприятно, там стрельба»
…Наших солдат (их в Термезе немного, около двух сотен) я вижу из машины, проезжая мимо полигона: при Советском Союзе здесь тренировали новобранцев перед отправкой в ряды «ограниченного контингента» на землю Афганистана. Город тогда был полностью подчинён войне.
«На полигоне ночью гремело, — рассказывает сотрудница музея археологии Райхон Нуралиева. — До сих пор пули, гильзы валяются. Раненых солдат тоже к нам в госпиталь везли, врачи здесь самые лучшие работали, им все условия создавали: доктора из Москвы и Ленинграда в Термез переводились».
Фото: АиФ/ Георгий ЗотовСёстры Гульнара, Айгозель и Фадима собирают арахис прямо у границы: за их спинами я ясно вижу афганский город Хайратон. Женщины радостно здороваются: «Ассалам алейкум». «Ва-алейкум ассалам.
Страшно вам здесь работать?» «Нет, мы не волнуемся, — с олимпийским спокойствием отвечает Гульнара. — Афганцы друг с другом умеют воевать, сюда вторгнуться, особенно если ваши офицеры узбекскую армию тренируют, никто не захочет. Но, конечно, неприятно, когда стрельба. Сидишь, думаешь: „Не прилетит ли оттуда что-то?“»
Пенсионер Александр Десятников. Фото: АиФ/ Георгий Зотов«Русские не допустят»
…Две трети опрошенных мной жителей Термеза считают, что талибы обязательно придут в Узбекистан и Таджикистан. «Они к вам в Москву приезжают, клянутся, что Узбекистан им не нужен, — возмущается инженер Ахмад Шавкатов, сидящий со мной в Парке Дружбы (когда-то тут сажали деревья афганские лидеры). — Но я боевикам не доверяю, талибы и американцев кинули: обещали перемирие, а всю страну подмяли.
У нас довольно беспечно к этому относятся. В конце мая провели узбекско-афганский бизнес-форум по вопросу увеличения торговли между нашими странами: в этот момент армия талибов уже города окружала. Какая там торговля? Я вещи собрал — может, уехать пока в Ташкент на месяц?»
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
Более оптимистично настроенные жители Термеза уверены, что паника преувеличена. Мол, талибы способны побеждать лишь среди афганцев, поэтому их вторжение на территорию Узбекистана обречено на провал, они против современной армии не выстоят. «У вас же не зря войска сюда прислали, — с видом профессионального политолога поясняет домохозяйка Фарида, гуляющая в том же парке с ребёнком. — Значит, бояться нам нечего. Россия поможет: не допустит, чтобы талибы захватили Узбекистан».
Предприниматель Рустам Бердиев. Фото: АиФ/ Георгий Зотов…Поздно вечером во мраке на территории Афганистана хорошо видны вспышки. Люди, смотря на огни, переговариваются почему-то шёпотом, словно их могут оттуда услышать.
Не выполнив за 20 лет поставленных задач, американская армия не отступает, а поспешно бежит из страны. Религиозные фанатики вновь выходят к рубежам бывшего СССР, и союзники России оказались под угрозой. Нам же не нужны хаос и миллионы беженцев из Средней Азии в наших городах. Кому придётся всех спасать?
Да, опять России: такова уж наша доля. Но, надеюсь, и республики СНГ усвоят, что же случается, когда надеешься на Соединённые Штаты.
Комментарии
Отсюда вывод: залог дружбы народов — наличие у границ наших друзей хотя бы одного жаренного петуха в постоянной готовности клюнуть…))