Мифы и фейки о Битве за Москву во время Великой Отечественной Войны

Битва за Москву (1941 год) стала первым серьёзным поражением гитлеровского вермахта во Второй мировой войне. Как всякое крупное событие, битва эта обросла рядом мифов и домыслов. Сегодня мы рассмотрим некоторые из них…

Журналистские штампы о сражении за Москву

Мифы и фейки о Битве за Москву во время Великой отечественной войны

Немцы рассматривали Кремль в бинокли…

Считается, что вермахт застрял в 32 км от тогдашней Москвы: немцам удалось за — хватить посёлок Красная Поляна, рядом с Лобней. После этого появилась информация, что немецкие генералы, забравшись на колокольню, рассматривали Кремль в бинокли. Этот миф весьма устойчив, но из Красной Поляны Кремль удаётся разглядеть только летом, и то в абсолютно ясную погоду. В снегопад это не — возможно.

Генерал Мороз

Командующий 2-й танковой армией рейха генерал Гейнц Гудериан после разгрома под Москвой обвинил в своих неудачах… русские морозы. Дескать, немцы к ноябрю уже пили бы пиво в Кремле, но их остановили жуткие холода. Танки застряли в снегу, орудия заедало — замёрзла смазка. Так ли это?


4 ноября 1941 года температура в Подмосковье составляла -7 °С (до этого в октябре шли дожди, и дороги раскисли), а 8 ноября — и вовсе 0 °С (!). 11-13 ноября воздух заледенел (-15 °С), но вскоре потеплело до -3 °С — и это трудно назвать «жутким холодом».

Суровые морозы (под -40 °С) ударили лишь к самому началу контрнаступления Красной армии — 5 декабря 1941 года — и кардинально изменить ситуацию на фронте не могли. Холод сыграл свою роль, лишь когда советские войска погнали армии вермахта назад (вот тут-то танки Гудериана и правда не завелись), но остановили врага под Москвой при обычной зимней погоде.

Московская паника

Принято упрекать простых москвичей в «малодушии», проявленном в октябре 1941 года. Между тем упрекать надо вовсе не рабочих и служащих Москвы, а столичных чиновников. Именно чинуши всех рангов и были главными паникёрами в те роковые дни.
16 октября 1941 года Государственный комитет обороны принял постановление «Об эвакуации столицы СССР». Большинство поняли это так — со дня на день Москву сдадут немцам. В городе началась паника: закрылось метро, перестали ходить трамваи. Самыми первыми прочь из города бросились партийные чиновники, ещё вчера призывавшие к «войне до победы». Архивные документы свидетельствуют: «В первый же день из столицы сбежали 779 руководящих работников учреждений и организаций, вывезя с собой денег и ценностей на 2, 5 млн. Руб. Угнано 100 легковых и грузовых машин — на них эти руководители вывозили свои семьи». Завидев, как начальство улепётывает из Москвы, народ, подхватив узлы и чемоданы, тоже устремился прочь. Три дня подряд шоссе были забиты людьми. Но 20 октября 1941 года в Москве ввели осадное положение. Повальное бегство прекратилось.