Как одно слово взбудоражило пол-России
На модерации
Отложенный
Новость для ученых, не до конца понятная и нужная, но показательная для неучей.
Недавно, лет двадцать назад, прояснилось, что так называемые ученые (наподобие академиков РАН), бедненькие и обиженные, непрерывно подрабатывают на жизнь. Не так, как в Химках на Ленинградском шоссе, а головой. Делать-то они все равно ничего не умеют и не хотят, потому беспрерывно ищут, что и где плохо лежит. Прирабатывают деньги, почетные премии, институты, столы, аспирантские идеи, место соавтора в несвоей статье, академические и иные председательские посты, должности для родственников, снисхождение в судах - ну как везде, как в образцовом Кремле и божественном храме. По светлейшим мнениям вышестоящих администраторов, это не коррупция и потому безгрешно и даже приветствуется.
На этой почве академики придумали себе РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований). Сами изобрели, сами выторговали средства на его содержание, сами стали экспертами, сами распределили предстоящие подачки. Для всеобщего понимания назвали их грантами. Удобно: все в своих руках и за чужой счет! Да еще и на радость «низам». Судя по Уставу, организация небюджетная.
Грант (безвозмездная помощь) в сумме от 300 до 500 тысяч рублей в год присуждается в результате якобы конкурсного отбора компаниям ученых в 5-10 человек. В эту сумму включаются стоимость работы молодежи, неработы академиков и «руководителей» (из расчета 200 тысяч неработающему и полторы тысячи работающему – с вариациями), оборудования, материалов, накладные расходы (узаконенный спецраспределитель для карманов директора и главбуха). Всего грантов в РФФИ ежегодно раздается где-то тысяч пять. Все академики тут как тут – подрабатывают. Академиков да членкоров – всего-то менее двух тысченок… Так что и другим ученым и неучам кое-что достается. Эти числа приводятся лишь для грубой оценки успешности отечественной науки. В рублевом, правда, выражении.
Все бы ничего, да вдруг, на счастье академикам, выискался некто Фурсенко. Именно благодаря министру и его сидячей команде в десяток-другой тысяч персон преимущественно женского образа мышления нынешним майским летом вся Академия наук и все признанные «обладатели грантов РФФИ» встали на дыбы по причине «регистрации проектов РФФИ», объявленной министерскими старателями. Внезапно появилась в эфире «обязательная для всех» фраза: не зарегистрируешься – не получишь грант. Где, когда, зачем появилась – обо всем этом чуть позже.
Краткости ради назовем регистрирующую организацию ЦИТиС-ом. Потому что официальное название можно не успеть договорить за оставшуюся жизнь: Федеральное государственное научное учреждение «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти». Тоже инновация министра с подругами. Эта малюсенькая организация развесила по всему Интернету собственные сайты и чего только ни показала страждущим. Зачитаешься – похлеще двухмиллионного Гайдпарка! Благо, в федеральном бюджете заложены (тем же Фурсенко) средства на содержание сайтов. Мелкие: всего-то 150 тысяч для администратора, а остальным компьютерщикам и того меньше. Если кого обидел, поправьте…
Оказывается, ЦИТиС осуществляет формирование… отчетов о НИР и прочих опусов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 279. Дескать, не сами придумали, а только подчиняемся. Постановление не приводится нигде, сколько ни ищи (чтобы КонсультантПлюс мог им приторговывать за наличные рубли и доллары), но слова о нем сказаны очень даже приличные: «ЦИТиС осуществляет регистрацию и хранение отчетов по … законченным НИР»… Прочитаешь такое сладострастие, и сразу захочется порегистрироваться и похраниться. Еще хлеще захочется сделать оное после ознакомления с таким проЦИТиС-ским официальным заявлением: «В соответствии с поручением Президента РФ от 4 января 2010 года № Пр-22 Минобрнауки ведет работы по формированию… базы данных, включающей результаты НИР, выполняемых за счет средств федерального бюджета…»
Ах да, не договорил: составитель сайтов, судя по всему, тоже невероятно технически грамотен (тем более от него пахнет грамотой в русской лексике), так что Ученый секретарь академического института зачитывался правилами регистрации полных три рабочих дня и за это краткое время сумел кое-что понять.
Даже остальных недоумков поучал и превратился в справочник по заполнению форм.
Ученый секретарь – не академик и кое в чем еще соображает. Ученым академикам из РФФИ соображение недоступно. Им было достаточно посмотреть в глубь вышеназванных приправительственных бумажек и… незамедлительно приняться за исполнение «указаний». Разослали во все нижестоящие инстанции инструкции по… заполнению форм ЦИТиСа для регистрации проектов РФФИ.
Здесь-то слово регистрация приобретает ключевой (и зловещий) смысл. «Керосина нет и не известно» - говорили в Одессе 60 лет назад. Великие академики из РФФИшной команды не сведущи в юриспруденции и вам не советуют. А коль не сведущи, не придали всяким правительственным актам должного (юридического, законного) значения и как бы не заметили в них слов об отчетах, законченных НИР, средствах федерального бюджета. А без оных регистрировать следует все – от самого закона до данного опуса. Если посоображать, сочинения, которые не выпущены из моей головы и не преобразованы в бумагу или цифру, тоже надо регистрировать! Причем на этом настаивают умнейшие люди из руководства РФФИ: не зарегистрируешься – грант не получишь.
И все ученые пошли на поводу. Для среднестатистического ученого, желающего получить грант РФФИ, нет большего счастья, чем заметить на условно своем банковском счете хоть какую-нибудь сумму. За нее он готов сделать что угодно, в том числе и «зарегистрировать» что-нибудь. Грант он еще не получил и пока только может получить; отчет о научном содержании своего проекта и о расходовании средств из гранта он составит через три года и поэтому пока не существует как документ; сам грант РФФИ не есть средства федерального бюджета, но, вопреки (читай: в нарушение) Постановлению Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 279 научный проект потенциального получателя гранта должен быть зарегистрирован.
Вот так недосмотр одного слова поднял на дыбы всю научную Россию. Кроме меня, неуча.
Это повествование посвящено крохотной части жизни ученых. Почти не бывает таких описаний. Нигде и никак не отмечаются и вопиющие нарушения законодательства со стороны ученых и в отношении других ученых – явно выраженные политические репрессии не всегда со смертельным исходом (о последнем у меня есть запасник).
Так что извините меня те, кому все написанное неинтересно…
Комментарии