ЦИК решил поменять правила аккредитации СМИ на участках по ходу кампании

Василий Вайсенберг

Эксперт по краткосрочному наблюдению движения Голос

 

Формально Центризбирком не отвечает за освещение выборов, а только за их организацию. Но в 2016 году Госдума решила, что негоже простым журналистам ходить по избирательным участкам. А то их слишком много, пусть вначале получат аккредитацию в Центризбиркоме или региональных комиссиях. И с тех пор каждый год редакции СМИ отправляют заявки на аккредитацию для присутствия представителей средств массовой информации в помещении для голосования . Порядок был довольно либеральным и проблемы возникали, но нечасто.

Пара слов о самом порядке аккредитации

Вначале был принят временный документ для конкретных выборов — Госдума-2016. Затем он видоизменялся и получил постоянную прописку — на все единые дни голосования. Правда, под выборы президента был принят отдельный порядок. Но с 2018 года и по сей день действовал один и тот же. Иногда в него вносились изменения, но сроки всегда сохранялись: за 60 дней до даты голосования можно было начинать подавать заявки.

Но в этом году что-то сломалось. Аккредитация должна была начаться с 20 июля, но не началась. В соответствующем разделе на сайте ЦИКа опубликована прошлогодняя новость и прошлогодняя форма. То есть даже при всем желании нельзя подать документы на аккредитацию. Но может они завертелись, забегались с регистрацией партийных списков и просто забыли?

Хорошо, что есть такой документ — календарный план мероприятий по проведению выборов. И вот в нем написано, что подача заявок на аккредитацию заканчивается: Не позднее 13 сентября 2021 года, в случае проведения досрочного голосования — не позднее чем за три дня до дня досрочного голосования . И все. И ни одного слова, когда же аккредитация начинается.

Почему это важно

Иногда, когда ЦИКу не нравится ваше СМИ, но нет формальных оснований для отказа, он затягивает процесс аккредитации. Например, вы отправляете заявку, ждете положенные две недели — и ничего не происходит.

Тогда вы звоните в пресс-службу, а вам отвечают: ждите письмо по почте. По обычной почте, а не электронной. Так пройдет еще пара дней, а то и неделя. А там глядишь и все сроки выйдут.

Но может и в прошлый раз в календарном плане ничего не было указано про начало этапа аккредитации? Но нет. В плане за 2020 год все написано довольно четко: с 14 июля по 2 сентября 2020 года — в ЦИК России; с 14 июля по 9 сентября 2020 года — в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

Получается, ЦИК нарушает свой собственный нормативный документ. Мало того, судя по всему в Центризбиркоме решили, что прежний порядок аккредитации СМИ на этих выборах уже не действует. И видимо примут новый. С новыми сроками и требованиями.

Какое-то странное отношение к журналистам, которые хотели бы освещать выборы. Журналистов каждый год аккредитовывается порядка 2 тысяч — не та цифра, чтобы так уж сильно переживать. Но нет, даже такое число представителей прессы по какой-то причине являются проблемой для Центризбиркома.

 

Любого неугодного журналиста теперь можно лишить аккредитации

28 июля ЦИК принял новый порядок аккредитации СМИ для работы в дни голосования взамен действующего. Правила взаимодействия с прессой Центризбирком решил поменять прямо по ходу кампании. Про старый порядок как бы забыли — даже не удосужились его отменить. Формально сейчас действуют оба порядка: старый и новый. Чем же они отличаются?

Старый порядок был довольно либерален и требовал от редакции только наличие возмездных договоров с журналистами. Аккредитация выдавалась на год и позволяла журналисту посещать небольшие выборы без лишних сложностей. К тому же аккредитацию нельзя было отозвать, что и логично. Если журналист нарушил закон, то у комиссий есть целый набор от административного кодекса до уголовного. Чем они и пользовались.

Но в ЦИКе решили, что журналистам живется слишком вольготно. Напомню, что до 2016 года никакой аккредитации вообще не требовалось. Любой журналист с редакционным удостоверением мог спокойно прийти на избирательный участок. Теперь же аккредитация действует на конкретные выборы и каждый раз надо подавать заявку заново. К тому же ЦИК сократил сроки: раньше аккредитация начиналась за 60 дней до даты выборов, теперь — за 50. И это не все. Теперь редакция должна направить в комиссию не только письменную заявку, но и фотографию каждого корреспондента. 

Ну и вишенка на торте — комиссия может отозвать аккредитацию, если журналист не уважает избирателей, не соблюдает нормы профессиональной этики, не выполняет предписания Роспотребнадзора, не всесторонне освещает выборы и т. д. То есть переводя на русский: любого неугодного журналиста можно лишить аккредитации. То есть ЦИК взял на себя полномочия морального мерила — соблюдает журналист нормы этики или нет. Тогда надо было и моральный кодекс журналиста утвердить, чтобы было с чем сверять.

Но ЦИК был бы не ЦИК, если бы все ограничилось формальным рассмотрением вопроса. Я присутствовал на заседании и зампред комиссии Николай Булаев меня узнал. Тогда меня попросили подняться на трибуну и ответить на вопрос, а кто является настоящим журналистом. 

 Дискуссия, конечно, интересная. Особенно на площадке ЦИК, где любят апеллировать к формальному соблюдению закона. Но если обсуждать настоящих журналистов, то может сначала обсудить настоящую избирательную комиссию? Которая при принятии решений руководствуется не только формальными документами, но и содержательными? Которая дает возможность кандидатам представить доказательства, а не довольствуется сомнительным документом прокуратуры. Которая последовательно следует букве и духу закона, а не избирательно применяет те или иные нормы. Список можно продолжать бесконечно. 

И это не ответ в плане — сам дурак, это предложение придерживаться формальной стороны дела, если до обсуждения сущностных и содержательных вещей еще очень и очень далеко.