Способен ли Китай править миром?

На модерации Отложенный

  Редакция    14/06/2021     https://22century.club/5655

  Пекинский консенсус

Рост опасений в отношении перспектив китайского глобального доминирования всё более заметен. Причём опасения эти вовсе не обязательно связаны с экономической или военной мощью Китая. В более значительной степени они определяются тем, что результатом усилившегося китайского доминирования может стать преобладание «пекинского консенсуса». В его основе, с одной стороны, идея приоритетности определяемого правительством коллективного блага над правами личности, а с другой – представление о том, что центральное место в системе управления государством занимает «социалистическая рыночная экономика» с сильным государственным вмешательством, а также система однопартийного правления.

Если всему этому будет суждено стать реальностью, то миру придётся приспособиться – а то и принять полностью – образ жизни, принципиально отличный от того, который транслируется Соединёнными Штатами в виде «вашингтонского консенсуса», – уклада жизни, в котором индивидуальные права стоят выше коллективного блага, рыночная экономика управляется главным образом невидимой рукой и охраняется либерально-демократическим правлением.

Но настоящий вопрос, который мы должны задать себе, заключается в том, а действительно ли Китай способен править миром, даже если он реально захочет этого, став мировой экономикой номер один. Ведь, вообще говоря, ни одна держава, из всех, что мы знаем, никогда по-настоящему не управляла миром.

  Какова цель китайского ревизионизма?

Рассмотрим Испанию и Великобританию. Несмотря на огромность и могущество этих империй, над которыми никогда не заходило солнце, ни одна из них не достигла статуса абсолютного правителя, обладающего неограниченной глобальной властью; не являлся таковым и существующий гегемон в лице США. Тем не менее Америке удалось обеспечить себе беспрецедентное доминирование в мире благодаря не только своей мощи, но и прочному лидерству в установлении и поддержании существующего либерального международного порядка.

Все три столпа этого порядка – глобальный политический порядок, опирающийся на Организацию Объединённых Наций, система экономических и торговых режимов, выстроенная вокруг Всемирной торговой организации, а также мировая финансовая система, управляемая Всемирным банком и Международным валютным фондом, – все они были созданы и поддерживались при ведущей роли Соединённых Штатов. Более того, возглавляемая США система альянсов в значительной степени защищала этот мировой порядок, а доллар был глобальной валютой, которая обеспечивала практически все международные экономические операции.

Так или иначе, по мере того, как Китай входит в самый центр мировых дел, усилия Пекина по продвижению инициатив глобального масштаба, таких как «Один пояс и один путь», объединение пяти стран БРИКС и Шанхайская организация сотрудничества, его продвижение концепции сообщества единой судьбы человечества породили волну беспокойства и сопротивления ревизионистскому подходу Китая к международному порядку.

Истинная цель китайского ревизионизма, утверждают его оппоненты, состоит в том, чтобы изменить существующий международный порядок по образу и подобию Китая, а следовательно, и в пользу Китая. Это главная причина, по которой США отказались от политики вовлечения, которую они приняли после нормализации американо-китайских отношений в 1979 г., и вместо этого начали «стратегическую конкуренцию» с Китаем.

Основная цель сейчас состоит не в том, чтобы сдерживать Пекин. В текущих условиях сдерживать КНР, которая неразрывно связана с миром, как связаны с ним и сами Соединённые Штаты, уже невозможно. Сегодняшний Китай – не СССР, в отношении которого Америке удавалось успешно проводить политику сдерживания. Главная задача на этом этапе состоит в том, чтобы помешать Китаю трансформировать существующую международную систему, которая является несущей конструкцией для господства Америки. Что ещё более важно, речь идёт о защите американского образа жизни, который был установлен во всех демократических странах и в той или иной степени привлекателен для остального мира, включая китайское общество.

На самом деле, то, что действительно позволяет национальному государству доминировать – если под этим мы подразумеваем господство в мировых делах, – это не только его гегемонистская сила, но, что более важно, его способность и готовность создать международную систему, которая воплощает его образ жизни и вокруг которой может быть создана сильная коалиция наций для поддержания этой системы.

 Путь мира

Китайцы по-своему мудры, но им недостает опыта, который есть у других, а главное — ракурса. Их естественный эгоистический порыв недолговечен, их игры в могущество быстро сойдут на нет. Ведь мир стремительно меняется. А пока пускай играют, это часть их развития.

Азии не светит блестящее будущее на фоне заката Запада. Вообще, никому в отдельности не светит что-то хорошее. Тут уже не помогут ни мировые капиталы, ни мировые религии, ни мировые экономики. Тут нужна сила более высокого порядка – интегрирующая, объединяющая, возвышающая над различиями и конфликтами.

Сила эта всегда крылась в одном крохотном, но неувядающем народе, который уже в древние времена познал горечь раскола и обрел методику единения. Между этими полюсами он жил, страдал, рвался наверх и падал вниз. И сегодня должен, наконец, подняться к единству. Уже не ради себя, а ради мира, который без этого погрузится в «потерянные годы», в раздор, войны и кровь.

Противостояние Китая с США, политика, власть, игры элит – все это постепенно отступает на второй план. Все это просто течет естественным чередом, по эгоистическим законам, навстречу глобальному краху.

Изменить ситуацию кардинально может только народ Израиля, сила не количественная, а качественная. Сила, которая позволит миру доплыть до нового берега, создать союз сердец, без оглядки на религии, державы, убеждения и различия.

Никто другой не может объединить мир и вывести его из тупика, показать реальный пример подлинно человеческих отношений, которые позволят решать любые проблемы не в ущерб друг другу.

А больше миру, по сути, ничего и не надо. Остальное приложится.

По материалам источников:
1. Хуан Цзин. Хочет ли Китай править миром?
2. Михаэль Лайтман. Наш ответ Китаю