Пандемия коррупции
На модерации
Отложенный
Стелла Кириакидес (на фото), бывший председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), а ныне еврокомиссар в Брюсселе по вопросам здравоохранения и безопасности пищевых продуктов, чиновник, который подписывал контракты с производителями вакцин от коронавируса от лица ЕС, «похоже, замешана в коррупционном скандале гигантских масштабов. Журналисты уверены, что ее подкупили производители вакцин».
Как свидетельствует греческая интернет-газета «Русские Афины», на совместном счету комиссара ЕС по здравоохранению и ее мужа неожиданно оказались 4 миллиона евро. Кипрская пресса уже говорит о взяточничестве. Деньги попали на счет семьи комиссара через государственный Кипрский кооперативный банк.
«Во избежание скандала были предприняты попытки замаскировать передачу под ссуду. Но, как уже было установлено в отчете Счетной палаты Кипра, Стелла Кириакидес не сможет выплатить эту огромную сумму ни из своей зарплаты, ни из других источников, поэтому нам кажется довольно очевидным: это фальшивая ссуда, следовательно, она прикрывает коррупцию», — отмечает издание, указывая, что это могут быть «откаты», выплачиваемые компаниями по производству вакцин за контракты на выгодных условиях.
Ранее Стелла Кириакидес была президентом организации Europa Donna Cyprus. Из финансового отчета этой организации стало известно, что в последние годы г-жа Кириакидес получила десятки тысяч евро в виде грантов от крупнейших фирм по производству вакци Pfizer, AstraZeneca и Johnson and Johnson.
Доходное место
Стелла Кириакидес — кипрский психолог и политик, член консервативной партии Democratic Rally. Она происходит из очень богатой семьи (отец Михалис владеет частью в Банке Кипра, муж — банкир). Как же Кириакидес получила должность комиссара Евросоюза по здравоохранению? Как пишет немецкое издание Bild, «летом 2019 года президент Кипра Никос Анастасиадис позвонил главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен с настойчивой просьбой назначить свою протеже. Не в последнюю очередь потому, что тогдашний еврокомиссар от Кипра угодил в скандал с продажей так называемых золотых паспортов богатым россиянам. Фон дер Ляйен с удовольствием вняла этой просьбе…».
«До пандемии решения в сфере здравоохранения принимались национальными правительствами в странах ЕС. Но потом пришёл коронавирус, ставший катастрофой для европейских бюрократов под руководством Стеллы Кириакидес», — отмечал Bild. Они не только провалили вакцинацию в Европе, но и, как теперь выясняется, были замешаны в коррупции.
«Подозревают, — считают «Русские Афины», — что под списком легитимных вакцин, разрешенных для въезда граждан в Европу, была ее решающая подпись (или же, как предполагается, места в "списке" попросту продавались)».
Миллиарды на вакцинах
О том, что с производством вакцин на Западе не все чисто, подозревают уже давно. Как сообщил Oxfam со ссылкой на данные альянса People's Vaccine Alliance (в него входят международные правозащитные организации и организации, занятые в сфере здравоохранения), с начала пандемии коронавируса на Западе как минимум девять человек стали долларовыми миллиардерами за счет роста прибыли фармацевтических компаний, производящих вакцины от COVID-19. Список возглавил гендиректор американской компании Moderna Стефан Бансель, его состояние альянс оценил в $4,3 млрд. На втором месте — сооснователь и руководитель немецкой BioNTech Угур Шахин ($4 млрд). Также в перечень новых миллиардеров вошли иммунолог и инвестор Moderna Тимоти Спрингер ($2,2 млрд); председатель совета директоров Moderna Нубар Афеян ($1,9 млрд); председатель компании ROVI, которая производит упаковку для вакцины Moderna, Хуан Лопес-Бельмонте ($1,8 млрд); ученый и инвестор Moderna Роберт Лангер ($1,6 млрд) и некоторые другие предприниматели.
По оценкам альянса, совокупное состояние этих «баронов фармацевтики» составляет сейчас уже $19,3 млрд. Активисты отмечают, что этой суммы хватило бы для того, чтобы вакцинировать около 780 млн человек в странах с низким уровнем дохода, сообщило CNN.
Однако разгорающийся скандал с еврокомиссаром показывает, что на пандемии наживаются не только производители вакцин, но и евробюрократы в Брюсселе. Подозрения вокруг закулисных контрактов руководства Евросоюза с производителями вакцин от коронавируса возникли уже давно.
Еще в прошлом году различные неправительственные организации, парламентарии и журналисты пытались получить информацию о переговорах между Европейской комиссией и корпорациями-производителями вакцин. «И натолкнулись на стену!» — пишет французская газета «Монд».
«Похоже, что законодательство Европейского союза о доступе к документам не применялось к переговорам о вакцине против COVID!», — отмечает газета, ссылаясь на Оливье Хёдемана, координатора Corporate Europe Observatory (CEO), неправительственной организации, которая изучает «влияние корпоративного лоббирования на формирование политики ЕС».
В январе все-таки был обнародован контракт с немецкой лабораторией, производящей вакцину Curevac. А десять дней спустя были рассекречены сделки англо-шведской компании AstraZeneca. Но оказалось, что главные пункты этих контрактов были закрашены в текстах документов черной краской.
«Монд» отметила, что Еврокомиссия никак не отреагировала на то, что очевидно всем непредвзятым экспертам: «Научная зрелость вакцин не была решающим фактором в европейской стратегии предварительных закупок [вакцин]; могли иметь приоритет другие критерии, в частности экономические».
Так, американские компании Moderna, Pfizer-BioNTech, а также Johnson & Johnson в ходе переговоров с Еврокомиссией «жёстко требовали освобождения их от ответственности в случаях негативных последствий вакцинирования», — рассказал высокопоставленный член Еврокомиссии.
Строго засекреченной остается цена закупленных Евросоюзом вакцин. «Хотя контракты, заключенные с Curevac, Sanofi/GSK и AstraZeneca, были опубликованы Европейской комиссией, параграфы, касающиеся цены одной дозы, тщательно скрывались», — пишет издание.
«Когда члены Европейского парламента сели, чтобы прочитать первый общедоступный контракт на закупку вакцин против коронавируса, они заметили, что чего-то не хватает… Цена за дозу? Закрашено. График развёртывания? Закрашено. Сумма аванса? Закрашено. И этот контракт между немецкой фармацевтической компанией CureVac и Европейским союзом считается одним из самых прозрачных в мире», — отметила «Нью-Йорк Таймс».
Секрет цены контрактов всячески оберегается. «Некоторые фармацевтические компании, — отметила газета, — включили в свои контракты на поставку пункты, которые позволяют им приостанавливать поставки, если страны раскрывают цену».
На этом фоне понятно, почему в ЕС так упорно не хотят признавать уже признанные самыми эффективными в мире российские вакцины. В ущерб здоровью населения своих стран евробюрократы в Брюсселе действуют в смычке с западными производителями вакцин. А попросту говоря, они ими подкуплены. Что и подтверждает разгорающийся сейчас скандал вокруг еврокомиссара Стеллы Кириакидес.
Комментарии