Сдаст ли Вашингтон «потерявшую берега» Украину Москве

На модерации Отложенный

 


Кризис, вызванный военными приготовлениями Киева и жесткой ответной реакцией России, заставил президента США «набрать Москву».

Следствием телефонного разговора лидеров двух стран стало решение провести личную встречу, которая ожидается 16 июня в Женеве. Её повесткой дня обозначен весь круг накопившихся в отношениях двух держав проблем и поиск путей их разрешения, но события последних дней указывают на то, что основной темой обсуждения станет Украина, причем снова Киев таки заставил привлечь к себе внимание.

Практически на всем протяжении подготовительного к саммиту периода в украинской столице прямо-таки «выпрыгивали из штанов», стремясь привлечь к себе внимание, требуя каких-то гарантий при учете их интересов и чуть ли не участия в мероприятии или, во всяком случае, чтобы Джо Байден до встречи с Владимиром Путиным пообщался с Зеленским (желательно также очно) и «согласовал позицию».

Причем по мере приближения встречи и особенно на фоне ослабления позиции США по «Северному потоку ― 2» (СП-2) тон украинской власти принимает все более наглый характер. Дошло до того, что Зеленский в интервью американскому изданию Axios вывалил целую кучу претензий к заокеанским «партнерам», носивших при этом характер явных выпадов в адрес действующего американского президента.

Дескать, ах, какая великая демократия, какой выдающийся лидер сейчас её возглавляет, к тому же как никто другой знающий украинскую проблематику, и вообще в Джо Байдена украинский президент «верит как в Бога», но сейчас в Киеве его действиями «неприятно удивлены».

Мол, Вашингтон сейчас не хочет останавливать «Северный поток ― 2» и вести на этот счет переговоры с главным лоббистом газопровода в Европе Германией, хотя раньше-де были совсем другие сигналы Киеву.

Более того, Зеленский узнал, что не будет санкций против немецкого концерна, который отвечает за строительство СП-2, из заявления на брифинге в Белом доме, а не из личного сообщения. Зеленский недоволен, что с ним не хотят встречаться перед переговорами с Путиным, что не слышат призывов Украины принять ее в НАТО.

При этом Axios также опубликовал пару примечательных инсайдов. Согласно им администрация Байдена рассматривала вариант пригласить Зеленского в Вашингтон перед встречей с Путиным, но отказалась от идеи после замены руководства НАК «Нафтогаз Украины». В Белом доме посчитали это плохим знаком: Зеленский «отматывает назад антикоррупционные реформы».

Отмечу, что впоследствии провластными комментаторами был разнесен месседж, что этот инсайд организовал через своих лоббистов экс-глава правления НАК Андрей Коболев.

Также, по данным издания, еще до разговора с его журналистами украинская сторона была проинформирована о намерениях Байдена позвонить своему коллеге. Дело в том, что за несколько дней до публикации интервью с Банковой пошли инсайды, что там «работают» над организацией телефонного разговора с Джо Байденом (ловкий пиар-ход АП: зная, что разговор состоится, показать, что это плод их усилий и дипломатического мастерства).

И разговор действительно практически сразу состоялся. Информсообщения обеих сторон были близки в том, что Байден заверил Киев в «несокрушимой поддержке» и т. п., а главное, пригласил Зеленского в июле посетить Вашингтон (самый большой признак благоволения для постмайданных украинских президентов).

Но случился и конфуз. В опубликованном сообщении Банковой говорилось о том, что «президент США акцентировал на полной поддержке евроатлантической интеграции Украины и важности предоставления украинскому государству Плана действий относительно членства в альянсе. Он заверил, что позиция Украины обязательно будет учтена при обсуждении стратегических вопросов в НАТО, а также планируемых мероприятий самого высокого уровня».

И, по словам советника главы Офиса президента Украины Михаила Подоляка, появившемся в СМИ до выхода официального пресс-релиза, Байден «абсолютно четко подтвердил неизменность позиции США по поддержке интеграции Украины в НАТО и важности предоставления Украине ПДЧ. И что это крайне актуальный вопрос».

Однако позднее в официальное сообщение пришлось вносить изменения: «Он (Байден. ― Ред.) заверил, что позиция Украины обязательно будет учтена при обсуждении стратегических вопросов в НАТО, а также запланированных мероприятий самого высокого уровня».

Ну а тот же Axios привел слова источника в Совете по национальной безопасности США: «Украина превратно восприняла заявление [Байдена о НАТО] и внесла правку». В общем, получился скандал.

Таким образом, рассматривая картину в целом, можно констатировать, что между Вашингтоном и Киевом возникли серьезные трения. Издание «Страна.ua» приводит слова источника в украинских дипломатических кругах, который считает, что до Киева не успели дойти новые веяния.

«Где-то с осени прошлого года на фоне ожидания скорого прихода к власти Байдена, который, как считается, должен был начать резкую антироссийскую политику, какие-то люди из Вашингтона и Лондона посоветовали Офису президента также взять курс на радикализацию повестки в отношениях с Россией.


Отсюда и риторика с призывами взять в НАТО и усиление эскалации на Донбассе, после чего Россия начала движения войск. Но эффект от этого оказался не тот, что ожидал Офис президента и его советники ― Байден резко пошел на попятную и решил снизить градус напряжения в отношениях с Россией. А Киев при этом движется по прежней программе, что и вызывает такой диссонанс».

Но думаю, дело не в том, что у киевской власти «позднее срабатывание», как у жирафа из известного анекдота. Ведь она не стесняется занимать активную позицию, высказывать свои претензии старшему партнеру, а тот, судя по всему, вынужден успокаивать. Что называется, «хвост управляет собакой». Отмечу, что еще более дерзкие высказывания звучат из Киева в отношении Парижа и особенно Берлина.

Недавно, отметив первые проявления этой тенденции в политике украинской власти, «Альтернатива» писала: «Представляется сомнительным, чтобы такой робкий персонаж, как Зеленский, был способен не только разыгрывать такие многосложные комбинации, но и, главное, имел достаточно воли, чтобы их реализовывать» (обратим внимание, что в интервью четко чувствовалась разница между формой и содержанием: подготовленные тезисы Зеленского были резки, но сам он, как всегда, держался неуверенно, на вопросы журналистов отвечал часто невпопад. ― Авт.).


«Тут чувствуется рука гроссмейстера, и достаточно несложно его вычислить...


О “политическом папе” нынешнего украинского президента хорошо известно, что он не просто мастер, но и большой любитель азартных и изощренных комбинаций в бизнесе и политике, что для него это давно уже не столько добывание “хлеба насущного” (с этим и так все в порядке), сколько азартная страсть, как у игромана.

Еще в 2007 году один из его приближенных рассказывал: “Сегодня для него драйв ― это уж никак не зарабатывание денег. Ему интересны красивые комбинации, решение каких-то проблем”.


А проблемы у него сегодня, наверно, самые большие за всю карьеру: его “умножением на ноль” всерьез занялась администрация США, в списке подлежащих деолигархизации он занимает, если брать публичные заявления, место даже впереди Виктора Медведчука».

Напомним, известно, что еще до официального вступления в должность Джо Байдена из его команды Зеленскому поступило «домашнее задание», вкратце сводящееся к передаче под полный контроль Запада судебной системы (дабы держать всю украинскую элиту на коротком поводке) и «деолигархизации», т. е. зачистке экономического пространства Украины под заход транснациональных корпораций, которым должно достаться все, что еще приносит доход.

Причем первым кандидатом на деолигархизацию был открыто назван Коломойский. И пока этот запрос не снимается. В пресс-релизе Белого дома о разговоре с Зеленским вопрос борьбы с коррупцией и «реформ» поставлен на первое место.

А помощник госсекретаря по вопросам Европы и Евразии Филипп Рикер 7 июня заявил: «Мы надеемся увидеть дальнейшие шаги украинского правительства, в том числе в судах, чтобы привлечь этих коррупционеров к ответственности в ближайшие месяцы и годы».

При этом он напомнил: «В марте мы публично внесли в санкционный список украинского олигарха Игоря Коломойского как не имеющего права на въезд в Соединенные Штаты в связи с его вовлеченностью в значительную коррупцию».

Похоже, в Вашингтоне все еще надеются убедить Зеленского сдать Коломойского, после чего украинский президент станет полностью управляемой извне фигурой. Весьма вероятно, что это станет одной из основных тем в ходе предстоящего визита Зеленского за океан.

И тут действительно крайне не любящему ни в чем проигрывать игроку впору идти ва-банк, затевать сложную и рискованную игру: отчаянно маневрируя, например, попытаться отдать на растерзание вместо себя Виктора Медведчука, одновременно заставив американцев быть сдержаннее.

Что же касается Зеленского, которому вроде бы самое время сдать своего давнего патрона, то мне сложно представить, что, выпуская оного на высокую политическую орбиту, Игорь Валерьевич заранее не озаботился рычагами, которые позволили бы надежно держать в руках президента-шоумена. Это может быть что угодно, вплоть до некоего видео. И опять-таки это полностью в стиле Игоря Коломойского.

Мы отмечали, что определенные козыри у Банковой есть. Комбинация по смене нынешней украинской власти априори означает серьезнейший политический кризис с непредсказуемыми последствиями, который может открыть для Москвы большое окно возможностей, притом что совсем уж бросить Украину на «растерзание агрессору» Вашингтон не может. А Байдена уже обвиняют в «слабой позиции», и критика идет не только от Зеленского, но и от наиболее агрессивных антироссийских кругов.

Украина априори «жертва», и когда возникает вопрос об «угрозе независимости», естественно, не время предъявлять властям Украины какие-либо претензии. Этим регулярно пользовался предшественник Зеленского, в сложные для себя моменты в отношениях с Западом всегда затевая провокации против России.

А сейчас у Байдена действительно есть основания искать пути улучшения отношений с Россией. Он сделал по-настоящему знаковое заявление, обвинив китайского лидера Си Цзиньпина в планах «захватить Америку» уже к 2035 году. При учете того, что «дедушка старый», очевидно, что противостояние с Китаем становится главным лейтмотивом внешней политики США (подробный разбор причин выходит за рамки этого материала).

Ему действительно нужно, чтобы Россия занимала позицию хотя бы относительного нейтралитета, и Украина становится уже излишним раздражителем, по крайней мере в тех масштабах, как это было ранее. А проект, как это часто бывает, начал жить своей жизнью и даже все менее контролируется изначальными бенефициарами.

И тут пришло время сделать свой ход Москве. В антураже, подчеркивающем экстренный и «внеплановый» характер мероприятия, российский лидер дал интервью, полностью посвященное украинской тематике. Из контекста следует, что оно понадобилось, дабы выразить свою позицию по ПДЧ, который обозначен как красная линия для России, но, на мой взгляд, смысл месседжей Владимира Путина гораздо шире, ведь его заявления вышли далеко за рамки этого вопроса.

По сути, Владимир Путин развил впервые поднятую им несколько недель назад тему, что современная Украина является по сути своей анти-Россией, специальным проектом недругов России, направленном на её ослабление, создание постоянных проблем. При этом он пообещал опубликовать статью, посвященную истории вопроса (еще раз не постесняюсь напомнить, что впервые термин «анти-Россия», причем именно в этом контексте, использовал наш главный редактор Андрей Ваджра).

Российский лидер недвусмысленно дал понять, что для его страны «украинская проблема» имеет первостепенное значение как из соображений прямой военной безопасности (фраза о подлетном времени с территории Украины), так и в более широком смысле, да и в целом комплексе других моментов, включая исторические, ментальные и т. п.

Т. е. оттого, какое, скажем так, «понимание» значимости для России украинской проблемы, готовность пойти навстречу её интересам проявят западные партнеры (США, в первую очередь) и будет, прежде всего, зависеть стремление самой России к нормализации и улучшению отношений с ними.

А украинскую проблему России рано или поздно, так или иначе, все равно придется решать, особенно если никаких изменений к лучшему ситуация не претерпит. И направлен этот сигнал в тот момент, когда и для Запада Украина все более становится «чемоданом без ручки».

Естественно, такие вещи на ходу не решаются, поэтому Владимир Путин и сделал свои заявления за несколько дней до встречи с Байденом, дабы визави мог прийти на переговоры с подготовленной позицией (этот не тот случай, когда можно «застать врасплох»: собеседник просто откажется обсуждать тему, к которой он не готов).

Понятно, что «новой Ялты» от встречи в Женеве ждать не приходится, как и по другим вопросам. Даже при самом благоприятном ходе переговоров речь будет идти лишь о начале работы по поиску «общих подходов» и компромиссов.

Но игра, судя по всему, начинается крупная, и очень может оказаться, что нынешняя киевская власть, возомнившая себя «субъектом», а не «объектом», и станет главной проигравшей.