Абдулла, Жокай, Кемаль — русскому Ивану: скажи спасибо, что за тебя работаем!

На модерации Отложенный


Может ли Российская экономика обойтись без мигрантов
Людмила Николаева
На фото: очередь на получение трудового патента у Единого миграционного центра Московской области в Путилково, Красногорск, Московская область (Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС)
Материал комментируют:
Мария Мацкевич

Сотни мигрантов вторую неделю осаждают в Петербурге Единый миграционный центр (ЕМЦ). Они заполнили внутренние помещения центра и близлежащие к нему улицы. Стоят, а чаще сидят на корточках, курят, изредка разговаривая друг с другом и отворачиваясь от взглядов не частых в этом квартале случайных прохожих. Подавляющее большинство из них — нелегалы из Среднеазиатских республик. Приехали в свое время в Россию на заработки, забыв или не захотев оформить разрешение на работу. А у кого-то такое разрешение было, но срок его давно истек.

Очередь у питерского ЕМЦ на улице Красного текстильщика большая, двигается медленно. Об индивидуальной защите в эпоху нескончаемого COVID-19, угрозы третьей его волны, стоящие (и сидящие) в ней, похоже, мало думают — масок на лицах практически ни у кого нет, социальная дистанция не соблюдается.

Время от времени собравшиеся ненадолго оживляются: когда на крыльце Центра появляется сотрудница с листком в руках, и начинает выкрикивать фамилии тех, чьи документы проверены. Услышавшие свою фамилию смуглые счастливчики радостно подпрыгивают, хлопают в ладоши, и, срываясь с места, несутся за получением разрешения…

Схожая ситуация в Москве. Там уже не сотни, как в мае, а тысячи незаконно пребывающих в РФ приезжих сутками толкутся у миграционного центра Сахарово, что на Варшавском шоссе.

Вызван несколько позабытый у нас ажиотаж жаждущих официально трудоустроиться приезжих из ближнего зарубежья скорым окончанием моратория, который был введен для граждан СНГ из-за пандемии ковида. Действует он до 15 июня. До этого дня нелегалы могут выехать из РФ без штрафов и санкций. Или срочно узаконить свое пребывание на российской территории.

Всего в России сейчас по данным МВД РФ незаконно находятся более миллиона трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья. Больше всего среди них граждан Узбекистана — 332 тыс. человек. Немногим меньше из Таджикистана — 247 тыс. и Азербайджана -120 тыс.

Обострилась проблема из-за того, что в апреле, когда стали возобновляться авиасообщения, в частности, с республиками Средней Азии, вернувшиеся на время карантина домой «понаехавшие», стали возвращаться. Но срок их российских патентов за это время истек и теперь им нужно начинать, в сущности, все сначала.

Из Москвы прилетел на берега Невы слух о том, что далеко не все желающие могут получить разрешения на проживание и работу. Просто потому, что Россия якобы сокращает квоты в пользу своих собственных тружеников. Похоже на вольную интерпретацию заявления президента РФ Владимира Путина во время его встречи с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном.

Речь на той встрече шла, среди прочего, о дефиците рабочих рук в нашей стране. «Что касается экономики, то совершенно очевидно, что с её развитием в России нам уже не хватает, и скоро это будет очень заметно, рабочих рук. Это становится реальным, объективным ограничителем экономического роста в стране. Это одна из серьезных проблем», — сказал Путин. И добавил, что Россия нуждается в притоке новых граждан, в особенности носителей русской культуры и русского языка, «которые чувствуют себя россиянами в широком смысле этого слова».



Вот «не носители» и забеспокоились, что их обойдут. И ринулись, что называется, из всех щелей. Один только пример из личного, так сказать, наблюдения.

В нашем дворе на Юго-Западе Петербурга пятый год работает дворником 53-летний Асламбек. В Россию он приехал из Узбекистана. Сначала один. Устроился у нас и сварщиком в какую-то частную контору, снял комнату в коммуналке. Через год перевез жену с сыном-подростком и малолетней дочерью. Жену тоже устроил к нам — мыть два раза в месяц в парадных. Незадолго до пандемии подъехали брат его жены с сыном. Они вывозят мусор у нас и в соседнем ТСЖ, подрабатывают также на автозаправке. А в начале мая текущего года к ним добавились сразу четыре племянника.

Из всей этой родственной компании разрешение на пребывание и работу на территории РФ есть только у членов семьи Бека. Остальные представители семейства нелегалы. Домой возвращаться не хотят. И документы на легализацию не подают. Я поинтересовалась у Бека, почему? Ответил уклончиво: хлопотное дело.

Требования к мигрантам за последние год-полтора возросли. Помимо знания языка страны пребывания в пределах хотя бы третьего класса нашей средней школы, им нужно пройти медкомиссию, с обязательной сдачей теста на ковид. Когда результаты анализов и теста будут готовы, с ними надо идти сдавать документы, выстояв в очереди может и не одну неделю. Потом заходить узнавать, дали власти добро/не дали. Ну и, в случае положительного решения, каждый месяц оплачивать патент — четыре с половиной тысячи рублей, а каждый квартал сдавать экзамен на знание нашего языка и истории. Проще лишний раз «не светиться», зарабатывать, как можешь, и уповать на судьбу. Чем, похоже, и займутся те «понаехавшие», кому не удастся уложиться в оставшийся до 15-го июня срок.

— Без мигрантов у нас уже не получится, — сказала корреспонденту «СП» социолог Мария Мацкевич, старший научный сотрудник Социологического института РАН. — Они закрывают бреши там, куда свои граждане не идут, где не требуется особых знаний и навыков. В частности, из-за невысокой зарплаты.

«СП»: Ещё каких-нибудь тридцать лет назад наш российский человек не чуждался никакой работы. Так ведь и разучимся выполнять иной раз тяжелый, но необходимый труд!

— Не правильно думать, что россияне обленился. Нет. У нас в стране в принципе маленькая безработица. По крайней мере, в больших городах. Есть возможность выбора. Такого, чтобы не найти работу по душе или по запросам, практически нет. Бывает, по специальности не всегда сразу найдешь, но постепенно и эта проблема решается. А на те места, что занимают мигранты, наши соотечественники даже не глядят. Так что конфликта интересов тут ожидать не приходится.

«СП»: Как относятся у нас сейчас к «понаехавшим»? Судя по отзывам и комментариям в соцсетях, не слишком лояльно…

— В интернете чего только не увидишь/не услышишь!.. Он не показатель. По данным наших исследований, проблема взаимоотношений с мигрантами потеряла в России остроту. Не сравнить с тем, как было ещё восемь-десять лет назад. И притерпелись мы к ним. И привыкли. Да, они плохо знают русский язык. У них другая культура, традиции. Но это уже не вызывает раздражения. Ведь «чужих мест» они не занимают. Так, кстати, во многих цивилизованных странах. Мировой тренд богатых стран. Под богатыми имею в виду в данном случае богатство природное, потенциал. У России он один из самых высоких на планете. Нам бы только научиться им пользоваться!