Государство, оно зачем?
На модерации
Отложенный
Зачем, зачем, чтобы быть. Оно, как возникло, так и стало быть оттуда и навсегда. Сгорит, понимаешь ли, в каком-нибудь очередном последнем огне и вот уже снова птицей Феникс воцарилось краше и ужаснее прежнего. Некоторые мудрые, но романтические предрекли ему когда-нибудь превращение просто в служебный инструмент в руках отдельных высших и особенных или даже умирание совсем за ненадобностью. Другие мудрые, но в здравом уме, каких всегда большинство, никогда не сомневались, что оно навсегда, и потому люди должны просто к нему приспособиться. К тому, в каком жить выпало.
Согласиться, что оно вот такое, что сущность его в его бытии, и успокоиться, и жить себе просто с ним и в нем, когда случилось, однако человеку все объяснений хочется: зачем оно конкретно ему, да и другим людям тоже? И хотя объяснений этих тоже на любой вкус есть, и новые рождаются по потребности, но хочется самого последнего объяснения, такого, чтобы все сказано стало про него, про государство, и навсегда. Правды про него хочется, последней правды. Пусть скажут, можно ли без него жить или никак? Жить не дикарями и варварами, а цивилизованно, с айфонами и чистыми сортирами? Вот, говорят многие, мол, с айфонами можно, а с чистыми сортирами никак. Потому айфоны – они с рынка, а чистые сортиры и вообще чистота и безопасность без государства никак. Да и рынок сам, как без государства, когда на рынке богатства образуются, значит, другим, у которых их нет, а хочется, можно богатств этих пограбить. Тогда и рынку нужна безопасность, а надежная она только от государства бывает.
Правда, рынок сам попервоначалу с государствами не очень дружил: он где-то там далеко, за границами, в конце концов, на нейтральной полосе, внутри они в рынке не нуждались. Как большие колхозы нуждались они в учете и контроле, чтобы копить и распределять, побольше копить и правильно распределять. Рынок мог внести во все это возмущения, даже хаос, потому нет, не надо. Потом там, за границами, стали возникать другие государства, которые вокруг рынка и для него. Они были неправильные, несамостоятельные, по потребностям правильных государств-колхозов и потому всегда готовые исчезнуть. И исчезали, чтоб в других местах родиться новым, пока не научились существовать взаимно и тем самым стали сами по себе, а не только для правильных государств-колхозов. Более того, в последних также стали возникать рынки, пусть по государственному дозволению и под его, государства, контролем, но все-таки. Таким образом, государство и рынок постепенно приноравливались жить вместе, где-то в виде государства для рынка, где-то, напротив, рынка для государства.
Ладно, от государства безопасность, чистота и вообще порядок, а рынок ему, в принципе, зачем, если оно само может правильно все нужное людям у себя собирать и также правильно между всеми распределять. Но и рынок собирает, что люди натворили-наделали, и потом распределяет, кому это натворенное-наделанное нужно. Только если в государстве-колхозе человек нужное ему может у государства, у посаженных на то начальников попросить, то на рынке, просто попросить не получится: здесь его можно только купить. А чтобы купить это нужное, придется продать что-нибудь ненужное. Лучше денежки, с ними проще. И просить никого ни о чем не надо, продал денежку и купил себе нужное. И кому какое дело, чего душа твоя хотела. Только государству-колхозу обидно, ему до всех и всего дело есть, и потому что писцы шумерско-египетско-советские пересчитать все аккуратно не могут, и, главное, потому что распределяется рынком нужное людям не по-правильному, не по-справедливому, когда достойным полагается достойное, а по случаю. Так что в душе они рынков не любили, даже когда их дозволяли, время от времени старались их искоренить и всегда мечтали вернуться в любимый чисто колхозный порядок, где все по-справедливому распределяется государством, а все жители спокойно ждут своей очереди или смиренно просят, если вдруг что произойдет с ними чрезвычайное.
Другие, рыночные государства, натурально, о рынке заботятся, поскольку для того и созданы, сотворены, то есть они по сути другие, нет в них той исключительной самоценности, как в государствах-колхозах. Служебность проглядывает, эдакое «чего изволите». Монументальности нет, нету того, что производит восхищение и страх, вернее даже восхищение и ужас. В них и люди другие постепенно воспитываются, которых жизнь там принуждает к привычке не просить нужное у государства, а идти за ним на рынок с деньгами добытыми. Добытыми как случилось, как удалось, иначе смерть или нищее прозябание. Нет, нет в них справедливости и общего правильного порядка, хотя богатства иногда бывает даже больше, чем в государствах-колхозах, но очень, очень оно несправедливо распределяется.
Они вообще не по ведомству справедливости – ею рынок сам занимается. Они должны следить, чтобы с ним было в порядке все, чтобы на него никакие грабители не посягали, в том числе и из самого государства. Хочешь что-нибудь нужное себе поиметь – иди на рынок и плати и никак иначе. Вовсе не значит, что грабить тут людям совсем нельзя, напротив, очень даже можно, но всегда должно быть это где-то там, за пределами своего государства и своего рынка. «За зипунами», за сокровищами куда-нибудь очень приветствуется, потому это на пользу рынку, хотя это совсем не главное.
В реальности в любых государствах-колхозах всегда есть сколько-нибудь рынка, а в самом рыночном государстве не обойтись без колхозности, самоценности государства, без его контроля и регулирования жизни людей. Платоновское государство было идеальным колхозом, в котором ни капельки рынка, что так и есть в книжке его и целом ряде других книжек, но не в реальности, и чисто рыночное государство тоже в книжках Адама Смита и Милтона Фридмана, где у государства не должно быть своих целей, каковые есть только у индивидов, и рынок есть главное место, где реализация их получает общественное признание.
Рынок предполагает формальную свободу индивида продавать и покупать, которую наличие у него ресурсов делает реальной свободой. Отсюда сложившееся представление, что в рыночных государствах люди всегда более свободны. Даже так: чем больше значит рынок в нем, тем больше свободы есть у индивида. Если к вечной классической античности, то в Спарте рынок для неграждан, тогда для граждан только военное дело, а Афинах рынок открыт всем, и все (которые не рабы, конечно) имеют разнообразные возможности в выборе занятий и выборе своей судьбы. Ныне рыночная Южная Корея тоже индивиду куда больше свобод дает, чем колхозная Северная. Так что, получается, вполне справедлива формула, что рынок способствует развитию индивидуальных свобод и либерализации и демократизации государств. Попросту и грубо: рынок – это свобода индивида, разумеется, ограниченная законом, за которым государство, а колхоз – это всегда тюрьма для него, большая или маленькая.
Не мудрено, что они в истории друг друга не любили и часто и непримиримо воевали. Начиная с античности с переменным успехом: к примеру, рыночная Эллада, сначала отстояла себя в противостоянии с колхозной Персией, а потом и вовсе сумела ее завоевать, правда, внутри себя по пути к этому сильно околхозилась, сначала победой Спарты над Афинами, а потом и торжеством рыночно отсталой Македонии над остальными полисами.
Зато «колхозный» Рим восторжествовал над рыночным Карфагеном, деньги проиграли единству и самоотверженности римского народа, возглавляемого своим государством, которое потом соединившись с кусками греческой империи стало оптимальным на то время единством рынка и колхоза. После гибели Рима государства-колхозы полностью торжествовали в мировом масштабе, а рынки стали только дополнением в их организующей деятельности. Так было долго – тысячу лет, пока на обочине мира, на западной оконечности Европы рынок вновь стал определяющим, чтобы завоевать весь мир. Что ему, надо сказать, вполне удалось. Сегодня Карфаген победил Рим: деньги правят миром.
Вслед за торжеством западного рынка должно прийти и торжество западных индивидуальных свобод, торжество либерализма и демократии: рынок – он требует свободы индивида, всякого индивида. Но вот при Пиночете свобода предпринимательства опиралась на государственные пулеметы для внерыночного убеждения наемных работников, и рынок ответил впечатляющими успехами. И в Южной Корее современный рынок тоже становился никак не индивидуальной инициативой, а государственными программами, где возможных противников их рассадили по тюрьмам. Правда, можно считать это эксцессами начальной фазы формирования рынка, где потом все-таки неизбежная демократизация и либерализация государства и становление и развитие индивидуальных свобод. Сохранившимся от прошлого государствам-колхозам оставалось цепляться за это прошлое, превращаясь в окаменелые останки, иногда опасные, но безнадежные.
Если б не Сингапур. Вот все в нем не так: рынок в центре всех государственных забот и прекрасно развивается, однако само государство тотально и способствовало созданию тоталитарного общества, где контроль всех за каждым, благодаря современным технологиям, круче, чем в Северной Корее. Правда, любой, в принципе, может покинуть тоталитарный рай, где индивидуальная свобода принесена в жертву комфорту и безопасности, и где для нее осталось лишь одно пространство – рынок, который, оказывается, для своего развития вовсе не нуждается в каком-то большем освобождении индивида. Чтоб как-то объяснить феномен, называют его обычно государством-корпорацией, вертикально интегрированной, которая существует в таком виде благодаря своей компактности, и опыт этот не может быть перенесен на обширные пространства с разнообразным и многочисленным населением.
Может и впрямь нельзя с чистого листа, как это было в Сингапуре, но если оно уже есть – это тоталитарное государство и общество? Можно ли создать в нем современный эффективный рынок, сохранив тоталитарное устройство? Why not? Если глянуть на Китай, то вот оно современное рыночное тоталитарное государство и общество, то есть колхоз, развивший современный рынок, но не переставший при этом быть колхозом. Теперь, под водительством коммунистической партии и ее руководителя великого Си Китай движется к дальнейшему колхозному единообразию, поглощая и преобразуя не совсем похожих гонконгцев и совсем непохожих уйгур в нормальных китайцев, что позволит добавить эффективности и мощи китайскому рынку в мировом масштабе и монолитности колхозному государству.
Сингапур и Китай говорят «граду и миру», что государства-колхозы вовсе не списаны в безнадежное прошлое. Вот он новый оптимум сосуществования государства и рынка, новая гармония, где безопасности и комфорта населению ничуть не меньше, чем на классическом рыночном Западе, а свобода индивиду на самом деле не так и нужна за пределами рынка. Комфорт и безопасность нужнее. Своим существованием они утверждают, что подлинная безопасность может быть достигнута только в тоталитарном государстве и обществе с развитым современным рынком. Безопасность важнее свободы индивида, последняя всегда несет в себе неопределенность, непредсказуемость, что в современном хрупком мире может привести к необратимым последствиям для государственного и общественного устройства, наконец, для существования самого общества. Государство умеряет свободу индивида, вводит ее в полезное для всех людей русло, с другой стороны, рынок делает невозможными безумные прожекты бывших колхозных начальников, которые бессмысленно растрачивают силы общества и государства на всякие пирамиды, Великие стены, Ангкор-хаты и Нойшванштайны, никак не рассчитывая заранее пользу от них. Это сейчас они выгодны, потому что потратились на них прошлые общества, которых уже нет, и потому что современный рынок способен их монетизировать, продать, извлечь из них рыночную, то есть общественную пользу. Китай и Сингапур показывают, как тоталитарность общества и государства позволяет ограничить инициативную деятельность индивида полезными для общества рамками, и, с другой стороны, рынок способен уберечь общество от фантастических проектов госначальников.
Если романтически и идеалистически, то нынешний Сингапур и выстраиваемый под него Китай безопасны и умеренны, но скучны. Нет в них ни пространства для самодеятельного индивида, откуда лампочки Эдисона, паровозы Стефенсона, айфоны и ховерборды, Сократы и Платоны, ни для безумных желаний внерыночных колхозных начальников, требующих «пойти туда, не знаю куда, и принести то, не знаю что», откуда, кроме Ангкор-хатов, открытие круглой земли, Америки, Лао-Цзы, Будда и Гагарин в космосе. Они живут лицом к будущему, но к будущему уже освоенному, известному, тому, которое можно рассчитать, чтобы уберечься от опасностей. Для неведомого будущего есть Штаты и был Советский Союз, в котором было, в отличие от Китая, «безумство храбрых». Или глупых. Пусть будет храбрых и глупых, потому был. А Китай есть и еще ого-го, какой есть, и будет еще огогошней, превращаясь в гигантский, циклопический Сингапур, куда поедут люди за комфортом и безопасностью. Там выстраивается мир торжествующей безопасности, а для жаждущих индивидуальных свобод, свобод цивилизованных, ограниченных законом, пожалуйте в Штаты. Остальные цивилизованные и стремящиеся к этой цивилизованности государства и общества между ними. Нет, разумеется, еще и третий мир останется, где пространства в наличии для свободной воли и произвола, мир, который Африка: Африка тропическая и Африка ледяная, полярная, именуемая Россией.
А что? Так было уже каких-то триста-четыреста лет тому, только вместо Америки была Европа. Всё всегда возвращается, как говаривал вечно юный мудрец Ницше, и что-то там похожее с колыбели уже взрослый мудрец Гегель про новый виток спирали на пути шествия свободы и безопасности по Земле. Они, мудрецы на то и есть, чтобы будущее выговаривать впервые.
Государство? Куда оно денется, раз оно родилось, чтобы быть. Быть, чтобы обещать всегда человеку цивилизованную свободу и безопасность. Без него никак, и никаким Марксам его не похоронить, потому что вот...
04.06.2021
Комментарии
Коба строил паханат, где все люди - рабы деспотичного пахана, нет частной собственности, всё находится в собственности государства, т.е. правителя. Ни народ, ни рядовые члены партии, к выбору верховного правителя (пахана) не допускались. Правитель выбирался междусобойчиком, под названием ПОЛИТБЮРО. А членов междусобойчика под названием ПОЛИТБЮРО, Коба подбирал лично и, как и весь народ, держал в страхе перед угрозой репрессий.
А социализм по Ленину или Сталину - это и была азиатская модель государства древнего и средневекового Востока, где все люди - рабы деспотичного правителя, нет частной собственности, всё находится в собственности государства, т.е. правителя, где народ к выбору правителя не допускался.
Ленин и Сталин - царствовать хотели.
решили что ВРАГОВ НАРОДА нужно убивать.-и ГОСУДАРСТВО создало ЗАКОНЫ для выполнения этой задачи.
ТРойки .ГУЛАГи .Палачей -держимордна службе.
Вот это если есть ЗАКОНЫ ,то это ТИРАНИЯ с ГОСУДАРСТВОМ служащим ТИРАНУ .
А если всё тоже самое ,но на Общественных началах -Как в Германи во время НОЧИ Длинных ножей .-ТО это ФАШИЗМ .
Разницы практически никакой .-Но название другое.ФАШИЗМ и СТАЛИНИЗМ .БЕЗЗАКОНИЕ и НАЦИЗМ .
и ЗАКОНЫ революционные и ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ и всемирная РЕВОЛЮЦИЯ с Всемирным Социализмом .
Вот что ждало бы весь мир при победе Сталинской Державы ВСЕХ в МИРЕ.-это невозможно и предположить.
А государство так и осталось бы ГОСУДАРСТВОМ с неизменною структурою -Но возможно цели перед ним поставленные поменялись бы.
ЦЕЛИ -вот что меняется для ГОСУДАРСТВ .А сами Государства не меняются-Ну разве если море высохнет и Флоту места не будет в этом Государстве .
Правильнее будет будет сформулировать по другому .
Цель всех государств -служить правителю страны .
а уж цели у правителей разнообразные .
У Гитлера своя Цель -родной народ Арийский.
У Сталина своя цель -Победа революции и жизнь для всех народов мира и России-СССР.
У ельцина целью оказалась Доча и её друзья-отдать доче как можно больше АКЦИЙ Нефтяных ,газовых и прочих кормушек .
А у царей разных и цели разные были .-сколько царей -столько и целей.
НО всем до единого царям ,королям .и Генсекам ,Президентам .служило ГОСУДАРСТВО с госслужащими нанимамыми с самого верха .до самого низа этими Правителями страны.
НЕТ другой цели у Государства _кроме службы своему нанимателю и кормильцу.
Кстати служба правителю на общественной основе садистов держиморд.и убийц это ФАШИЗМ Обыкновенный бытовой .
А если Беззаконие делает ГОСУДАРСТВО со своими органами Власти -Полицией .Судьями .прокурорами и палачами -охранниками зеков -то это ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФАШИЗМ .Но и в этом случае ГОСУДАРСТВО неизменно в своей работе .-Нет у него своих Государственных целей Есть только служба ПРАВИТЕЛЮ СТРАНЫ .
И партия Служила Сталину .Хотя и он ей тоже немного ,но служил.
И трудящиеся служили СТАЛИНУ и ПАРТИИ .
А вот Государство служило только Сталину -расстреливая партийцев .Комбригов и Врагов Вождя и Народа.,служивших правящему классу-Трудящимся страны.
КТО нанимает ,кто устанавливает Зарплату ,Кто платит за работу на себя И кто гонит прочь от себя -ТОТ и ХОЗЯИН,
Ответьте на вопросы эти и получите зачёт по Конституции РФ-России.и узнаете КТО ХОЗЯИН страны.
Ну а из этого и вытекает главное -ГОСУДАРСТВО служит Правителю .
а уж правитель сам решает кому ему служить.
Сталин служил стране и народу -ну такая у него извращенная ИДЕЯ была .
А нужно оно только по одной причине: без него будет еще хуже
Не станет одного, не будет и другого.
А Вы написали, что МЫ заложники этого ЗЛА ибо избираем воров. Думать надо, когда что-то пишите.
Избирать воров нас никто силой не принуждает.
Какая -то неправильность с самом предмете разговора .есть.
Ну вроде бы как обсуждение лопаты и её разновидностей.-Штыковая российская .Штыковая немецкая .
подборная простая ,и подборная шахтёрская .И подборная снеговая .
Вот и Государство мы обсуждаем не пытаясь понять -для чего оно нужно .
Да Рынок .Да Колхоз.
ДА рынок и колхозный рынок .и Частники на рынках ставшие по силе равные колхозу .-Всё это для ГОСУДАРСТВА частности .
Главная цель государству ставится хозяевами страны.
А у хозяина нет проблем в решении что ему нужнее -Рынок или Колхоз.
КТО ХОЗЯИН-тому и будет служить ГОСУДАРСТВО.
А Само государство уже давно приняло устоявшуюся форму .
Разница между государствами невелика -только ФЛОТ .В Сахаре флота нет.
А АРМИЯ .
Полиция милиция ,
Шпиёны Гэстапо.и шпиёны ЦРУ .И прочие Внутренние жандармские охранки есть везде.
-А без чиновников нет государства .
И без СУДЕЙ нет .
и прокуроры есть везде.
И население не вошедшее в качестве работников ГОСУДАРСТВА в эт...
Был князь ввёвший для сыночка -мажор наследное место -ЦАРСКИЙ ТРОН.
Кто такой не помню .но нормальный папачка .
с тех пор все ПАПИКИ во ВЛАСТИ так делали.
От этих Мажоров .и Папиков и пошёл развал всего на Руссии.
одно спасало страну -Папики долго не жили .и детишки не всегда на трон свободно усаживались.-Борьба конкурентная была в царских покоях.
А вот нынче притормозили с заменою мажоров .-Пообещал ОФИЦЕР своей честью клянясь .что жулики из СЕМЬИ будут под его охраною .
Ну и всё России.-Результаты приХватизации пересмотрены не будут .-ЦАРЬ .
Дотаскивают остатки страны в Забугорье .
А сдрыснувших в Забугорье детишек жуликов в заложники там уже начали брать.
теперь интересной жизнь станет -Царя придется сдавать Забугорным .
Хоть он и охраняет детишек и Семью .
По шапке Мономаховой настучат -Ничего личного Только бизнес .и забота о себе и детях.
А зачем с Забугорными ссоры устроил.
У них короны ,а у нас Шапка Мономаха .
Ну и спор вечный -КТО важнее в мире -Тот кто в шапке МОНОМАХА .или те кто с Коронами на головах.
И вечный бой.-и нет пок...
Автор забывает, что государство это организация(!) и как организация имеет:
- Дату создания,
- Организационные документы,
в том числе учредительные документы:
- Конституцию,
- Военную доктрину.
А также, как большинство организаций имеет собственников
- тех кто
- создал государство,
- эксплуатирует(!) государство, то есть извлекает прибыль!
- а также, кто сдаёт в аренду государство, торгует его территориями
и прочими ресурсами.
В конечном счёте кто ликвидирует государство,
как это сделала КПСС с Советским Союзом!
P. S.:
Для Российской Федерации собственником является скорее не народ (население),
а олигархи и прочие богатые паразиты!
что необходимость соблюдать несложные, основные правила всякого человеческого общежития очень скоро станет привычкой" (В.И. Ленин), не так ли? А если вкратце по Марксу, то именно капитализм "производит слишком много нужных вещей и слишком много лишних людей", значит социализм нужен, чтобы вещи перестали убивать людей, ведь так просто, и чай не бином Ньютона это уже понять-то, если мы всё ещё люди, а не конченые барыги и жлобы? Именно «узкий горизонт буржуазного права» (В.И. Ленин) ограничивает его справедливость самим строем частной собственност...
Ф.Энгельс ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ и ГОСУДАРСТВА
Или, пытаясь пнуть Маркса, ЛЮБОЙ, в том числе и автор, неизменно попадает себе в зад.... Так было и так будет....
Анархисты ставят все на голову. Они заявляют, что пролетарская революция должна начать с упразднения политической организации государства. Но единственная организация, которую пролетариат застает в готов...
Ну все по Марксу
"...Историческое назначение капитала будет выполнено тогда,... когда прекратится такой труд, при котором человек сам делает то, что он может заставить вещи делать для себя, для человека" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.1, с...
«Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития, — а конечной целью моего сочинения является раскрытие экономического закона движения современного общества, — не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов.»
К.Маркс. Капитал 1т
Или, Законы РАСКРЫТЫ, и уже дело людей следовать-применять эти законы на практике и сокращать или продлевать муки родов.
Ну вот для этого и нужен Маркс, чтобы стряхивать лапшу с ушей.
Ну да, это Хрущев был настоящим Хозяином, а Сталин у него шутом в подтанцовках.