Эпидемия роста цен перекинется на Россию

На модерации Отложенный

Чиновники опасаются подорожания товаров за рубежом

В экономически развитых странах рекордно быстро ускоряется инфляция. Темпы роста цен увеличиваются от месяца к месяцу примерно в полтора раза, сообщила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Происходящее на мировых рынках внушает тревогу, заявляют российские чиновники, хотя пока и не меняют своих официальных прогнозов. Ускорение роста цен неизбежно и внутри России, когда на полную мощность работают печатные станки многих центробанков мира, уверены эксперты.

В апреле потребительские цены в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), выросли на 3,3% в годовом выражении по сравнению с 2,4% месяцем ранее. Серьезные изменения в апреле были зафиксированы в США, где рост цен составил 4,2%, побив рекорд 2008 года. Заметно, на 3,4%, выросли цены в Канаде после подъема на 2,2% в марте.

В странах G20 потребительские цены в апреле увеличились на 3,8% после подъема на 3,1% в предыдущем месяце. Как следует из материалов Статистического управления ЕС, по итогам апреля инфляция в еврозоне составила 1,6%, а по итогам мая, по предварительным оценкам, она составит 2%, то есть выйдет на максимальный с октября 2018 года показатель. В ведомстве отмечают, что ускорение инфляции произошло из-за резкого роста цен на энергоносители в мае – на 13,1%. В Германии в мае уровень потребительской инфляции в годовом исчислении составил 2,5%, что также равно рекорду октября 2018 года. По итогам года Бундесбанк ждет 4% – это самый высокий уровень инфляции с момента введения в стране евро почти 20 лет назад.

В России инфляция по итогам 2021 года составит 4,5–5%, но многое будет зависеть от развития ситуации с ценами на продовольствие на мировых рынках, заявил в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) первый вице-премьер Андрей Белоусов. По прогнозу Минэкономразвития, инфляция в РФ в 2021 году составит 4,3%, по прогнозу ЦБ – 4,7–5,2%. «Мы видим, что сейчас происходит на мировых рынках, и это, конечно, некоторую тревогу внушает всем», – сказал Белоусов. Ранее глава Центробанка Эльвира Набиуллина отмечала, что рост цен на жилье в России серьезно опережает инфляцию: за первый квартал 2021 года он составил 17,6%, в отдельных регионах цены на квартиры выросли на 20%.

В некоторых странах двузначными цифрами исчисляется общая инфляция, и эксперты не исключают даже масштабного кризиса там. В Турции рост цен ускоряется восьмой месяц подряд, ожидается, что в мае он достигнет 17,3% (17,1% в апреле). По мнению эксперта департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николая Переславского, Турция вполне может допустить технический дефолт по своим евробондам в ближайшее время, став первой костяшкой домино, которая приведет к падению остальных.

«Связь между тем, что происходит в ОЭСР, и тем, что происходит непосредственно в России, прослеживается не совсем внятно, – сказал «НГ» Переславский. – Инфляция в России ничуть не ниже показателей США или Канады, причем по всем параметрам – и по производству, и по потребительским ценам, и по расходам покупателей. Инфляционный шок и вполне вероятный последующий инфляционный кризис – это фактически уже явления, которых нужно не ждать, а думать, как через них пройти с минимальными потерями. А учитывая сокращение реальных доходов населения в России до уровня 2010 года, можно сказать, что без потерь из этой бури выйти не удастся», – говорит эксперт.

«В глобальной экономике страны взаимосвязаны весьма сложным образом через множество различных каналов, и возможность «импортировать» инфляцию очень велика, – объясняет доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. – Каналов подобного рода «импорта» много: это стоимость нефти и газа, стоимость экспортной выручки, отток капитала. Принято считать, что чем выше нефтяные цены, тем ниже уровень инфляции. Однако это проявляется не настолько ярко, как в случае связи инфляции с объемами экспорта и импорта: чем больше объемы импорта и экспорта, тем ниже инфляция.

Инфляция в ОЭСР может привести и к другой проблеме: высокие цены (в том числе и из-за инфляции) будут еще больше стимулировать экспорт, что потенциально может привести к искусственному дефициту на внутреннем рынке и очередному повышению цен».

Рост зарубежной инфляции обязательно ударит по России, – сказал «НГ» директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович. «Около 50% нашего импорта составляет оборудование, удорожание которого наши предприятия будут «отбивать» в конечных товарах, 13% импорта – это продовольствие и сельхозтовары, и там речь не только о киви и ананасах, но и о молоке, мясе. Это тоже ударит по домохозяйствам», – говорит эксперт.

Рост инфляции, то есть удешевление денег за счет запуска печатных станков, – это естественная реакция экономик на любые кризисы и стихии, и на этот раз снижение инфляции целиком зависит от ситуации с ковидом, считает Остапкович. «Возвращения к стабильной ситуации можно ждать не ранее того, как вакцинируются 60% населения развитых и развивающихся стран. В США и других странах можно ожидать начала снижения инфляции через несколько месяцев, но на привычные 2% в год инфляции вернется не ранее чем через 8–12 месяцев», – полагает Остапкович. При этом, по его мнению, повлиять на ситуацию регуляторными методами невозможно. «Главное в такой ситуации – оказать поддержку низкодоходному населению, и России сделать это несложно, имея 600 млрд долл. в золотовалютных резервах. И не стоить бояться, что меры поддержки в виде продовольственных талонов, например, способствуют дальнейшему разгону инфляции: повышение спроса приведет к росту производства продукции, а значит, экономике нужны будут дополнительные рабочие руки, материалы, машины и т.д.», – говорит эксперт.

«Мировая инфляция уже транслируется в Россию, что нашло свое отражение в общем ускорении инфляции у нас в стране в конце прошлого и начале текущего года, – сказал «НГ» эксперт компании «Универ Капитал» Сергей Дроздов. – В первую очередь мировой рост цен сказался на российском рынке продовольствия. Когда внешние цены оказались значительно выше внутренних, резко вырос экспорт зерна, круп, сахара, растительного масла. Дополнительно привлекательным такой экспорт делает существенно заниженный курс национальной валюты. На этом фоне стали расти цены на эти продукты и продукцию из них в торговых сетях, что вынудило правительство вмешаться, введя ограничительные меры на экспорт».

Ожидать существенного ослабления доллара и евро к рублю тем не менее не приходится, считает эксперт. «С одной стороны, согласно бюджетному правилу, ЦБ продолжает скупку долларов и евро в резервы на внутреннем рынке, с другой – на фоне восстановления экономики после пандемийной просадки существенно вырос импорт, что также поддерживает спрос на валюту», – говорит он.

Многие из факторов, вызвавших резкое ускорение инфляции в странах ОЭСР, действуют и в России и уже проявляются в виде повышенной инфляции в 5,8% в годовом выражении, говорит руководитель отдела макроэкономического анализа компании «Финам» Ольга Беленькая. «Для российской экономики важное значение имеет и «импортированная» инфляция – через готовую продукцию, материалы и комплектующие, и «экспортированная» – рост цен на сырье на мировых рынках транслируется в увеличение российскими производителями объемов экспорта и «подтягивание» внутренних цен к мировым. В прошлом году дополнительным фактором, повлиявшим на ускорение инфляции в России, было ослабление рубля (ЦБ оценивает его вклад в инфляцию примерно на уровне 1 процентного пункта), но сейчас он уже практически «отыгран».

Рост потребительских цен в странах ОЭСР может дополнительно способствовать ускорению инфляции в России через импорт товаров (потребительских и инвестиционных) и комплектующих. Мы полагаем, что период повышенной инфляции в России и мире может продлиться еще как минимум несколько месяцев», – говорит Беленькая.