Как в детдомах СССР «заботились» о детях. Исторический документ с реквизитами

На модерации Отложенный

 


К "Международному Дню защиты детей"

Среди множества мифов об СССР есть и такой, что в Союзе трепетно опекали детей. Кружки, дома пионеров, школы — всё для детей. Но это, конечно, фейк.

Перед вами цитаты из исторического документа. Это Информационная записка «О серьезных недостатках в бытовом обслуживании и воспитании детей, находящихся в детских домах», направленная в ЦК КПСС заместителем председателя Комиссии советского контроля СМ РСФСР В. Масловым.

Сейчас этот документ хранится в РГАСПИ. Ф. 556. Оп. 16. Д. 65. Л. 55–62. Начнём.

Информационная записка «О серьезных недостатках в бытовом обслуживании и воспитании детей, находящихся в детских домах», направленная в ЦК КПСС заместителем председателя Комиссии советского контроля СМ РСФСР В. Масловым
06.10.1959
Секретно экз. № 1
Секретарю ЦК КПСС товарищу АРИСТОВУ А.Б.
О серьезных недостатках в бытовом обслуживании и воспитании детей, находящихся в детских домах.

Комиссия советского контроля Совета Министров РСФСР проверила состояние бытового обслуживания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в 153 детских домах Костромской, Тюменской, Читинской, Орловской, Ростовской, Кировской, Ульяновской областей и Коми АССР.

Проверка показала, что, несмотря на неоднократные требования Партии и Правительства об усилении внимания к детям, многие облкрайисполкомы и Советы Министров АССР до сих пор плохо вникают в работу детских домов, мирятся с серьезными недостатками в обеспечении их одеждой, обувью, продуктами питания, мягким и жестким инвентарем, не проявляют повседневной заботы о создании детям необходимых культурно-бытовых условий, об улучшении их воспитания и медицинского обслуживания.

Нетерпимо беззаботное отношение к детским домам проявляет Тюменский облисполком. Министерством просвещения РСФСР в 1958 году были вскрыты крупные недостатки в детских домах Тюменской области, особенно в части размещения, питания и медицинского обслуживания детей. При стабильности контингента воспитанников областные организации в 1956–1958 годах самовольно закрыли 11 детских домов, вследствие чего дети оказались в крайне стесненных жилищных условиях, многие из них спали по двое на одной кровати. Совет Министров РСФСР в ноябре 1958 года обязал Председателя Тюменского облисполкома т. Крюкова Д.Н. принять срочные меры к устранению недостатков в работе детских домов и наказать виновных, допустивших безобразное отношение к детям.

Однако, как показала проверка, проведенная Комиссией советского контроля в августе с.г., облисполком формально отнесся к выполнению этих указаний и по-прежнему не вникает в жизнь детских домов, плохо реагирует на их нужды и запросы. Приняв в феврале 1959 года решение по этому вопросу, облисполком не установил строгого контроля за его выполнением, в результате положение в детских домах по существу не улучшилось.

В детских домах №№ 50, 54 и 56 Тобольского района, в Ембаевском — Тюменского района, в Нялинском — Самаровского района и ряде других детдомов Тюменской области площадь спален на одного воспитанника не превышает в среднем 1,6–2,0 кв. метров вместо 3–4 кв. метров, предусмотренных санитарными нормами. В спальнях большинства детских домов этой области недопустимая теснота, кровати стоят одна к другой вплотную, тумбочки разместить негде, вследствие чего дети вынуждены хранить личные вещи и принадлежности туалета под подушками и матрацами. Несмотря на такое положение, Тюменский облисполком в сентябре 1958 года закрыл Тобольский детский дом № 45 на 90 человек, разместив воспитанников по другим детским домам, не считаясь с их перегруженностью.

Факты бездушного отношения к детям вскрыты проверкой и в ряде других областей и автономных республик. Совет Министров Коми АССР и Читинский облисполком за последние два с половиной года ни разу не интересовались положением дел в детских домах, между тем, многие детские дома здесь размещены в неблагоустроенных и тесных помещениях, не позволяющих создать детям элементарные бытовые условия.

В крайне тяжелых жилищно-бытовых условиях находятся воспитанники Ботовского, Нижне-Давендинского, Ломовского, Больше-Тонтойского, Олинского, Хилокского, Тыргетуйского, Казановского, Петровск-Забайкальского, Читинского № 2 и Урульгинского детских домов Читинской области. Здания, занимаемые этими детскими домами, не только тесны, но и пришли в ветхое состояние.

Например, в здании, занимаемом Ботовским детским домом, наружные стены деформированы и имеют отклонение от вертикальной оси до 15 градусов; внутренние стены вываливаются, в отдельных местах разрыв в стыках стен достигает 10 сантиметров. Кровля пришла в негодность, потолки почти во всех комнатах протекают.

В таком же аварийном состоянии находятся здания Нижне-Давендинского и Ломовского детских домов, дальнейшее проживание в которых без проведения капитально-восстановительного ремонта невозможно. А Ундинский детский дом, находясь в затопляемой зоне, испытывает во время наводнений большие бедствия. Проживание в этом доме сопряжено с серьезным риском для жизни детей.

Не лучше обстоит дело с жилищно-бытовыми условиями детей в Небдинском, Палевицком, Усть-Куломском, Пыелдинском, Зеленецком, Сыктывкарском и других детских домах Коми АССР, в Апраксинском, Судиславском, Костиновском, Подольском и Нейском — Костромской области. Многие из этих детских домов размещены в старых, пришедших в ветхое состояние помещениях, практически не пригодных для жилья.

Из-за недостатка полезных площадей многие детские дома лишены возможности выделить специальные комнаты для домашних учебных занятий и проведения внешкольной работы, не имеют умывален, гардеробов, комнат для сушки одежды, обуви. В ряде детских домов нет прачечных, бань и помещений для производственных мастерских, что создает большие трудности в деле культурно-бытового обслуживания детей и в проведении учебно-воспитательной работы.

Управления снабжения и сбыта при облисполкомах и Совете Министров Коми АССР, а также органы народного образования все еще не проявляют необходимой заботы о своевременном обеспечении детских домов мягким и жестким инвентарем, одеждой и обувью.

В детских домах Костромской области, например, не хватает против установленных норм 500 стульев, 200 учебных столов, 300 кроватей, 100 тумбочек, 90 диванов. В Тюменской области, несмотря на некоторое пополнение детских домов мебелью, необходимо заменить, как не пригодные для дальнейшего пользования, 1080 кроватей, 1954 стула, 363 стола, 683 тумбочки и 75 шкафов. В Шахтинском детском доме Ростовской области более половины кроватей, а в Константиновском той же области — третья часть их пришли в полную негодность и требуют немедленной замены. Большую нужду в жестком инвентаре ощущают многие детские дома Коми АССР, Читинской, Кировской и других проверенных областей.

Не упорядочено дело и с обеспечением детей одеждой, обувью и постельными принадлежностями. В Читинской области, например, только по десяти детским домам недоставало 129 зимних пальто и 342 костюма, 1075 простынь и пододеяльников, 138 пар кожаной и 105 пар валяной обуви. В детских домах Коми АССР одежда воспитанникам выдается не по росту, преждевременно изнашивается. Пезмогский детский дом этой республики в течение прошлой зимы не мог приобрести для мальчиков пальто, в результате чего многие из них всю зиму носили пальто девочек. Тяжелое положение с одеждой, обувью и постельными принадлежностями сложилось во многих домах Тюменской, Ростовской, Кировской и других областей.

Органы народного образования и директора детских домов не добились для детских домов организованного ремонта одежды, обуви, мебели, в результате дети ходят в порванных пальто, костюмах, ботинках, платьях, сидят на полу или поломанных стульях, спят на неисправных кроватях.

Все еще неблагополучно обстоит дело в детских домах и с организацией питания. Несмотря на значительное улучшение положения с продовольственными фондами, воспитанникам систематически недодаются такие необходимые продукты как сливочное масло, сметана, творог, яйца, рыба и овощи, а в отдельных детских домах — даже мясо, молоко и сахар.

В первом полугодии текущего года по 49 детским домам Коми АССР, Читинской, Костромской и Орловской областей было недодано: сливочного масла — 5,8 тонны, или 18 % от нормы, творогу — 5,9 тонны, или 26 %, сметаны — 4,1 т, или 34 %, яиц — 78,8 тыс. шт., или 38 %, рыбы — 35,1 т, или 56 %, овощей — 150 т, или 65 %. В то же время на питание детей расходовались с большим превышением норм: хлеб, крупа, макаронные изделия и картофель.

Не лучше обстоит дело с питанием детей в детских домах Кировской, Тюменской и других областей. Управление торговли Кировского облисполкома в первом полугодии с.г. фонды на мясо детским домам вообще не выделяло, а фонды животного масла были выделены только в размере 65 %, яиц — 22 % к норме. По 10 детским домам Тюменской области в первом полугодии 1959 г. недодано детям: овощей 31 тонна, или 70 % нормы, рыбы 6 тонн, или 43 %, растительного масла 1,1 тонны, или 50 %, творога 3,9 тонны, или 57 % нормы и т.д.



Местные органы народного образования и директора детских домов не ведут настойчивой борьбы за улучшение питания детей и фактически смирились с безответственным отношением к этому важному делу руководителей отдельных торгующих организаций. Далеко не полностью используются для улучшения питания детей возможности подсобных хозяйств детских домов.

Вместе с этим, одной из причин нарушения норм питания воспитанников является также несоответствие между установленной плановой стоимостью детодня и фактической стоимостью набора продуктов, предусмотренного нормами. На питание одного воспитанника в день в среднем недостает в зимний период 1 руб. 62 коп., летом 1 руб. 23 коп.

Совершенно неудовлетворительно осуществляется охрана здоровья и медицинское обслуживание воспитанников. Многие детские дома до сих пор не укомплектованы врачами, углубленные медицинские осмотры проводятся нерегулярно и охватывают далеко не всех воспитанников. Санитарно-просветительная работа среди персонала и детей по существу не проводится.

В Тюменской области из 26 детских домов врачами укомплектованы только два. Здесь даже санаторные детские дома лишены постоянного врачебного наблюдения. В Нялинском и Шайтанском детских домах у детей обнаружена массовая завшивленность и заболевание чесоткой.

Крайне плохо поставлена охрана здоровья и медико-санитарная работа в детских домах Читинской и Костромской областей, вследствие чего большое количество детей часто подвергается различным заболеваниям.

В Олинском, Читинском № 1, Малетинском, Петровск-Забайкальском, Н-Давендинском и Урульгинском детских домах за 1958 год и семь месяцев текущего года отмечено 703 случая заболеваний детей ангиной, гриппом, катаром верхних дыхательных путей, скарлатиной, ветряной оспой и т.д. В Судиславском детском доме Костромской области 83,1 % детей заражено глистами, в Чухломском — 75,6 %, Боговаровском — 59,4 %, однако лечение их организовано неудовлетворительно.

В запущенном состоянии находится медицинское обслуживание детских домов Коми АССР. Несмотря на то, что зубные заболевания в ряде детских домов приняли массовый характер, в текущем году стоматологом осмотрено всего 10 % воспитанников. В ряде детских домов области допущены многочисленные случаи заболевания чесоткой и трихофитией, большое количество детей заражено глистами и завшивлено.

Факты заболевания и нуждаемости детей в систематическом врачебном наблюдении, случаи завшивленности воспитанников, антисанитарного состояния помещений обнаружены и во многих детских домах других проверенных областей.

Особую тревогу вызывает постановка учебно-воспитательной работы в детских домах. По итогам истекшего учебного года успеваемость воспитанников детских домов Читинской области составила 84,4 %, в Коми АССР — 88,4 %. В детских домах Тюменской области успеваемость равнялась 88,4 %, а в Н. Таловском, Александровском, Шайтанском и Кушеватском детских домах в среднем 72,3 %.

Низкий уровень успеваемости объясняется прежде всего тем, что во многих детских домах не создано необходимой учебно-материальной базы для организации внешкольной работы с воспитанниками. Учебные комнаты многих детских домов крайне тесные, грязные, освещены плохо. В них нет необходимой мебели и учебного оборудования, а в некоторых детских домах дети не были обеспечены даже учебниками. Например, воспитанники Петровск-Забайкальского и Урульгинского детских домов Читинской области продолжительное время не имели учебников по геометрии, химии и по физике для 7 классов, а для учащихся пятого класса не хватало учебников по древней истории.

Контроль за учебой воспитанников со стороны воспитателей детских домов отсутствует. Постоянной связи и взаимопомощи между педагогическими коллективами детских домов и школ нет. Выработка и осуществление единых требований и мероприятий по оказанию помощи отстающим в учебе воспитанникам детских домов не практикуется.

Трудовое обучение детей большинства проверенных детских домов поставлено неудовлетворительно. Учебные мастерские оборудованы плохо, занятия в них нередко проводятся от случая к случаю. Подсобные хозяйства детских домов до сих пор не являются базой для привития детям навыков в сельскохозяйственном труде.

Особенно отрицательно сказывается на постановке учебно-воспитательной работы, трудовом обучении и бытовом обслуживании воспитанников детских домов частая сменяемость руководящих и воспитательских кадров. В Читинской области за последние два года сменилось 23 % директоров и воспитателей. В Коми АССР за последние три года только в 10 детских домах сменилось 14 директоров. В детских домах Ульяновской области за 8 месяцев т.г. сменилось 6 директоров, 5 завучей и 6 пионервожатых. В Костромской области за 1958 г. и 6 месяцев т.г. сменилось 16 директоров и завучей, 54 воспитателя и 10 пионервожатых, что составляет 30 % к общему числу этих работников.

Исполкомы местных Советов и их органы народного образования плохо занимаются подбором руководящих и воспитательских кадров детских домов. В детские дома нередко направляются случайные и провалившиеся на прежней работе люди. Только этим можно объяснить, что в ряде детских домов имеют место случаи применения недозволенных, антипедагогических мер воздействия на детей.

В 1958 году директор Петровск-Забайкальского детского дома Читинской области Ермолаев за невыполнение приказания уйти из кухни взял воспитанницу 5 класса Свиридову за шиворот и с силой вытолкнул ее на лестницу. Девочка упала, получив серьезную травму голеностопного сустава ноги. В том же году Ермолаев до синяков избил воспитанников Беляева и Кузина. Физические меры воздействия на детей применяли и другие работники этого детского дома. Медицинская сестра Ковригина наказывала ремнем 13-летнюю воспитанницу Подину, страдающую недержанием мочи, за то, что она испражнялась не в указанном месте. Антипедагогические приемы воздействия приводили к упадку морального состояния детей. Дело доходило до того, что несколько мальчиков в знак протеста убегали из детского дома.

Директор Кличкинского детского дома той же области Шестаков в отношении детей, нарушавших дисциплину, также нередко пользовался методом рукоприкладства. В марте 1959 года Шестаков сильно избил воспитанника Алина, по неосторожности которого на участке загорелся травяной сухостой.

Факты применения недозволенных мер воздействия на детей имели место в Слободском детском доме Кировской области, в Красноягском детском доме Коми АССР, в Дмитровском детском доме Орловской области, в Донецком и Таганрогском детских домах Ростовской области. Так, в Таганрогском детском доме провинившихся детей лишали праздничных подарков, запрещали им присутствовать на праздничных вечерах, посещать кино, театр, носить новую одежду, а в Слободском детском доме Кировской области в июле 1959 г. провинившийся воспитанник был уложен в постель сроком на двое суток.

В некоторых детских домах отсутствует должный надзор за детьми, в результате чего имеют место факты хулиганства, воровства, побегов и гибели детей. Так, в конце 1958 г. в Больше-Тонтойском детском доме Читинской области погиб от угарного газа 14-ти летний воспитанник Володя Пронин. В Хилокском детском доме той же области во время прогулки пропала трехлетняя воспитанница Тамара Попова, которая так и не была найдена. В текущем году утонули три воспитанника Слободского, Лальского и Санчурского детских домов Кировской области.

Серьезные недостатки в бытовом обслуживании и воспитании детей являются следствием и того, что Министерство просвещения РСФСР также не принимало действенных мер к выполнению неоднократных требований Партии и Правительства об усилении внимания к детям, недостаточно требовало от руководителей соответствующих организаций строгой ответственности за создание воспитанникам всех необходимых условий для их всестороннего развития, плохо использовало общественность в этом деле.

К проведению проверки бытового обслуживания и воспитания детей было привлечено 366 человек местного советского, партийного, профсоюзного и комсомольского актива. В ходе проверки принимались оперативные меры к устранению вскрытых недостатков. Почти во всех проверенных областях итоги проверок обсуждались на Бюро обкомов или на исполкомах областных Советов депутатов трудящихся.

Учитывая однако, что вскрытые проверкой серьезные недостатки в обслуживании и воспитании детей имеют место в детских домах и других областей, краев и автономных республик Российской Федерации, было бы целесообразным рассмотреть этот вопрос на Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совете Министров РСФСР. Записка Комиссии советского контроля по этому вопросу направлена также Совету Министров РСФСР.

Заместитель Председателя Комиссии советского контроля Совета Министров РСФСР (Подпись) В. МАСЛОВ


РГАСПИ. Ф. 556. Оп. 16. Д. 65. Л. 55–62. Подлинник. Машинописный экземпляр.

Интересно, что сказали бы эти дети тогда, если бы сегодняшние «любители СССР» начали бы им рассказывать как они, оказывается, хорошо жили и сладко ели?