Открытия по ошибке

На модерации Отложенный
Открытия по ошибке

Невероятное количество важных, интересных или просто забавных открытий в самых разных областях человеческой деятельности было совершено абсолютно случайным образом. Примеров тому — масса. Мы приведём некоторые из них.

Медицина — тонкая наука

Известно, что йод «изобрела» обыкновенная кошка, жившая в цехах небольшого завода по производству селитры. Прогуливаясь по своей территории в поисках съестного, зверёк случайно опрокинул в котёл с производственными отходами стоявшую рядом банку с серной кислотой. Из котла тут же пошёл пар фиолетового цвета. Осадок в виде кристаллов обнаружился там позже. Это и был йод.

Если бы кошка более внимательно переставляла лапы, появление в наших аптечках йода, возможно, отодвинулось бы на неопределённое время.
Но подобная отсрочка привела бы к сотням тысяч человеческих трагедий, если бы профессор Александр Флеминг вовремя не открыл пенициллин — также по случайности. Флеминг не был привередливым в еде. Сутками он находился в лаборатории — ему было не до деликатесов. Однажды профессор грыз слегка заплесневевшую корочку хлеба, а когда несколько крошек упало в пробирку, с удивлением обнаружил, что все бактерии, которых учёный кропотливо в этой пробирке выращивал, погибли. Пенициллин Флеминг назвал в честь плесени — разновидности грибков-пенициллов, а в 1945 году за своё открытие он получил Нобелевскую премию.

Вот это подарок!

Последняя надежда незаслуженно обиженных природой мужчин — виагра — появилась на свет достаточно забавным образом. В 1992 году в Англии, в городке Пфайзер-Сэндвич, фармакологическая компания «Пфайзер» проводила исследования полученного в лабораторных условиях препарата — силденафила, изучая возможность использования его для лечения стенокардии. Учёные рассчитывали, что препарат будет способствовать усилению притока крови к сердечной мышце. Но полученные результаты показали, что препарат не облегчает приступы стенокардии у исследуемой группы больных. Параллельно обнаружилась интересная вещь: пациенты мужского пола, которые участвовали в опытах, на просьбу вернуть оставшееся после тестирования лекарство все как один начинали краснеть и сбивчиво говорить о том, что таблетки, мол, закончились. А всё дело было в том, что силденафил всё-таки вызывал ощутимый прилив крови, но не к сердцу, а к половым органам! Работники компании «Пфайзер» с должным вниманием отнеслись к этому свойству силденафила и сумели распознать в нём мощное средство борьбы с нарушениями эрекции.

«Пламенный моторчик» для сердца

Кардиостимулятор — прибор, сохраняющий жизнь миллионам людей, страдающих заболеваниями сердца, также был изобретён совершенно случайно. В 1941 году перед канадским инженером Джоном Хоппсом стояла задача: найти способ максимально быстро обогреть человека, долгое время пребывавшего на морозе или в холодной воде. Хоппс пытался использовать для этого высокочастотное радиоизлучение и обнаружил, что сердце, переставшее биться в результате переохлаждения, может снова «запуститься», если его стимулировать электрическими импульсами. В 1950 году на основе открытия Хоппса был создан первый кардиостимулятор. Правда, прибор был большой и неудобный, его применение иногда приводило к появлению ожогов на теле больного.

Медик Уилсон Грейтбатч совершил второе — нечаянное — открытие, дополнившее изобретение Хоппса. Грейтбатч работал над созданием устройства, которое должно было записывать сердечный ритм. Однажды изобретатель по ошибке использовал неподходящий резистор и заметил, что в электрической цепи возникли колебания, напоминающие ритм работы человеческого сердца. Через два года медик создал первый вживляемый кардиостимулятор, сообщающий сердцу искусственные импульсы.

Кока-колу придумал ленивый фармацевт

История кока-колы началась в мае 1886 года в Атланте. Южане, проиграв Гражданскую войну, искали утешения в спиртовых настойках, которые рекламировались как лекарство от всех болезней. Не был исключением и идеальный тоник для стимуляции работы мозга «французская винная кока», которую выпускал местный фармацевт Джон Стит Пембертон. В 1886 году развернулась массовая антиалкогольная кампания. Под давлением активистов общества трезвенников Джон был вынужден заменить спирт экстрактом орехов колы, мощнейшим стимулятором, завезённым из Африки. Смесь, названная кока-колой, представляла собой густой сладкий сироп бурого цвета, была сильным тонизирующим средством и… имела отвратительный вкус. После долгих экспериментов с маслами, травами и экстрактами Пембертону удалось улучшить вкус снадобья. В разбавленном виде оно стало пользоваться спросом как освежающий напиток и средство от похмелья.
Тем же летом 1886 года в одной из аптек города случилось грандиозное событие. Покупатель попросил аптекаря Уиллиса Венэйбла развести ему кока-колу водой, но продавцу было лень дойти до водопроводного крана, и он предложил добавить в напиток содовой. Посетителя мучила головная боль, и ему было всё равно. Залпом выпив газированную кока-колу, он воскликнул: «Вот это да! Гораздо лучше, чем с водопроводной водой». Весть разнеслась по Атланте, и все стали пить сироп с газировкой.

Пембертона это несколько озадачило, ведь он продавал напиток как «лекарство от нервных расстройств, головной боли, невралгии, меланхолии» и тому подобного. Тем не менее Джон сразу понял, в чём выгода, и изменил текст своей рекламы. Теперь там говорилось: «Кока-кола — это восхитительный тонизирующий, освежающий напиток, придающий новые силы». За год объёмы продаж выросли в 40 раз. Партнёр и спонсор Пембертона Фрэнк Робинсон придумал логотип, который используется до сих пор. Несмотря на явный успех напитка, в 1887 году Пембертон продал за весьма скромную сумму две трети своей доли аптекарю Уиллису Венэйблу, а через год умер в нищете и был похоронен на кладбище для бедных. Только спустя 70 лет изобретателю кока-колы поставили каменное надгробие.

Еда — это серьёзно

Если бы граф Сэндвичский не увлекался карточными играми, возможно, никому и в голову бы не пришло готовить закрытые бутерброды, названные впоследствии его именем. Граф не желал отрываться от карточного стола даже на обед, так что слуги носили ему еду прямо в ломберную комнату, закрывая бутерброды вторым кусочком хлеба, чтобы было удобно нести и чтобы не пачкались карты. Сэндвичи чересчур азартного британского графа получили широкое распространение во многих странах.

А вот популярное в США сладкое печенье — с кусочками шоколада — изобрела некая Рут Вэйкфилд, хозяйка небольшой гостиницы.
Как-то Рут решила испечь масляное печенье. Женщина разломала шоколадную плитку и перемешала кусочки шоколада с тестом, рассчитывая, что шоколад растает и придаст тесту коричневый цвет и шоколадный привкус. Но хозяйку подвело незнание законов физики. Заглянув в духовку, она обнаружила, что шоколад и не думал таять, а так и остался кусочками в готовом печенье. Несмотря на этот кулинарный конфуз, полученный продукт был по достоинству оценён любителями сладкого.

Микроволновая печь

В свою очередь, именно благодаря растаявшему шоколаду известный изобретатель Перси Спенсер, получивший более 120 патентов, случайно стал создателем микроволновой печи. В 1945 году, незадолго до конца Второй мировой войны, он проводил исследования по улучшению качества радаров. В момент опыта Спенсер прошёл перед работавшим излучателем и обнаружил, что шоколадный батончик в его кармане расплавился. После серии экспериментов и была создана первая микроволновая печь.

«Вредное» открытие

Открытие, сделанное 23-летним бухгалтером Вальтером Димером, скорее всего, самое бесполезное из всех остальных случайных открытий. Добавив в сырьё для изготовления жевательной резинки розовый краситель, кукурузный сироп и сахар, Вальтер получил пресловутый бубльгум — жвачку, которую можно раздуть в пузырь. Это открытие стало источником радости для детей и недовольства для взрослых. Несмотря на почтенный возраст бубльгума, популярность его не увядает. Дети всего мира продолжают соревноваться в раздувании пузырей, а взрослые тем временем обмениваются между собой опытом по отдиранию резинки от ковров и мебели. В том, что открытие было случайным. Димер признался только на смертном одре. — Я занимался совершенно другим делом и получил пузырящуюся субстанцию», — сказал он. Случайным оказался даже цвет продукта — розовый краситель был единственным, что имелся у Димера под рукой.
Само собой, практически все «озарения», касающиеся медицины и сложной техники, случаются только у профессионалов. Ведь нужно не просто увидеть, но и понять увиденное, определить практическую пользу нежданной находки. Недаром французский философ, писатель, математик и физик Паскаль Влез сказал: «Случайные открытия делают только подготовленные умы».

Фантомы живут рядом