На себя бы не выйти…

На себя бы не выйти…

             АВТОР   Владислав Иноземцев   д.э.н, директор Центра исследований постиндустриального общества

Последние дни блогосфера просто кипит от возмущения по поводу подготовки и принятия в первом чтении закона, поражающего граждан в избирательных правах в связи с их «причастностью» к «экстремистским» организациям. Я уже разбирал довольно подробно масштаб странностей данного документа, а пост Е.Лукьяновой вообще расставил все точки над «i» – но только в чисто юридическом аспекте.

Между тем имеется ещё один аспект, на который обратила моё внимание проницательная А.Миронова. Сейчас практически все говорят только об одном «пострадавшем» от принятия законопроекта – ФБК* и штабах А.Навального, что, разумеется правильно, но не исчерпывающе (мой недавний комментарий так и озаглавили – «закон против Навального»). Между тем в России существует масса других экстремистских организаций (и среди них множество таких, которые признаны таковыми по суду, но при этом почему-то не включены в знаменитый список Минюста [кстати, чья это недоработка?] – например, пресловутая АУЕ**). Есть националистические группировки и другие структуры или сообщества, которых власть также имеет основания опасаться. Причастность или сотрудничество в прошлом с таким организациями тоже будет считаться основанием для поражения в правах? Неужели? – ведь мы знаем о десятках случаев, когда контакты с подобными структурами (например, с БОРНом) поддерживали и чиновники, вплоть до работников кремлёвской администрации. Или возьмём созданную ныне покойным Э.Лимоновым организацию под названием «Другая Россия», на которую в судах лежат дела о признании её экстремистской. Кто-то уже забыл, что новая надежда справороссов и готовый кандидат в первую тройку на думских выборах З.Прилепин был исключён из неё только в 2018 году? А как там обстоят дела с запретом наёмничества? «Вагнер» и прочие подобные организации могут быть признаны экстремистскими или нет?

При широком толковании данного закона может оказаться, что круг потенциально подпадающих под его действие лиц крайне широк. Но и этим дело не ограничивается. Как, например, быть с более чем 5 тысячами материалов, признанных в России экстремистскими? Их чтение, распространение, или даже посещение сайтов, на которых они расположены, с целью ознакомления с ними индивидуально или «в составе организованной группы» ведёт к тем же последствиям? Да и сами судьи и следователи, ведущие дела экстремистских структур – они «причастны» к их деятельности? Или таки нет?

Наконец, есть и более интересные коллизии. В списке объявленных в России террористическими организаций на почётном 11-м месте находится хорошо известное движение «Талибан»***. Ни для кого, однако, не является секретом, что его представители посещают Москву, встречаются с С.Лавровым и другими сотрудниками МИДа, а также прочими чиновниками. К организации таких переговоров причастны сотни официальных лиц и работников правительственных структур. Что делать с ними? На самом деле, если идти в этом направлении, список неблагонадёжных расширяется стремительно и практически до бесконечности.

В связи с происходящим вспоминается принцип работы Хельсинских групп ещё в советские времена с классическим призывом к властям выполнять их собственные законы. Если тот документ, который вчера был в первом чтении принят в Государственной Думе, станет законом, выполнение его будет крайне сложным для самих властных структур – ведь с «неблагонадёжными» окажутся связаны очень многие, а фактическое исключение из процесса правоприменения судов (по заявлению о «причастности» с выборов может снять избирательная комиссия, или даже, например, партия может отозвать выдвижение кандидата) сделает ситуацию совершенно хаотичной. Иначе говоря, властям стоило бы задуматься, что попытка столь экзотическим образом снять с выборов безобидную и имеющую небольшие шансы на победу Л.Соболь могут обернуться чуть ли не неконтролируемым обрушением многих ранее выстроенных ими самими структур и цепочек…

* — российские власти считают иноагентом

** — организация признана экстремистской и запрещена

*** — террористическая организация, действие которой запрещено на территории РФ