ПАДШИЙ АНГЕЛ. Ч I
Современные биографы склонны скурпулезно копаться в личной жизни знаменитых людей и видеть в ней источник творческого вдохновения гениев. Хочется сразу избежать этой крайности и обратить внимание именно на то, что составляет наивысшую форму жизни души, а именно на духовную. Озарения и откровения приходят к человеку вне зависимости от того, как складывается его личная жизнь, вдохновение - это дар свыше, и он либо есть –либо его нет. Как замечал сам Байрон, поэзия – это способность ощущать прошлое и будущее миров. То есть в настоящем поэте заключен отчасти пророческий дар, способность заглянуть в сущность вещей и устремлять свой взор в бескрайние горизонты вселенной.

Долгое время литературные критики и биографы преподносили личность Байрона в безукоризненном романтическом ореоле. Перед нами представал герой- одиночка с пламенным взором и мятежным сердцем, способный противостоять не то чтобы целому миру, но даже и его Создателю. Однако пора преодолеть это шаблонное представление. Байрон несомненно был человеком из плоти и крови, человеком своего времени, но дар поэзии сделал его способным стать вне времени и вне своей страны. Мировое имя ему дали такие общечеловеческие шедевры, как «Каин» и «Манфред», причем последний это предпосылка к «Каину», как к более серьезному произведению.Следует также признать, что романтизм Байрона – это не просто определенная поэтическая школа, некое литературное течение, прежде всего это мировоззрение, жизненная позиция, которая так восхищала русских почитателей поэта. Романтизм – это не только противопоставление себя определенному обществу, морали, это способность нести ответственность как за великие грехи, так и за великие поступки. Поклонники Байрона прощали романтическому герою многое за благородство, высокие порывы души, за величие его разрушительного гения. Остальная публика, раздираемая любопытством и любовью к сплетням, ненавидела и одновременно тяготела к нему, как тяготеет пустота к содержанию, как серость- к ярким краскам. Очень неравнодушный к красоте, Байрон умел облекать порок в прекрасную оболочку. Демонизм Байрона имеет те же черты, что и Люцифер в «Каине». Он предстает в виде прекрасного падшего ангела, который влечет к себе и кажется несчастным. Влечет потусторонней красотой одинокого и величественного в своей гордыне существа. Так и личность самого поэта и по сей день притягивает к себе необычностью своей судьбы и величием творческого полета.

Человек, который умирает в расцвете жизненных и творческих сил, всегда привлекает внимание, тем более, если это был кумир определенной эпохи. Байрон же был не только кумиром Европы, его личность и творчество оказали ощутимое влияние на таких русских гениев, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов и многих поэтов пушкинской эпохи. Т.е. русская литература того времени впитала в себя байроновский романтизм и преодолела его. На первый план выдвинулся герой, мысли и поступки которого делаются принадлежностью самого автора, т.е. поэт и его герой становятся тождественными. Отсюда вытекают психологизм, глубокая оригинальность и индивидуальность романтических героев, их скрупулезное самопознание, сильные духовные переживания.
Байрон прожил 36 лет, по сути, это верующий безбожник, который умер в первый день Пасхи (мистики склонны обращать внимание на день и на обстоятельства смерти).
Жизнь заставляла его с ранних лет задумываться о том, кто он в этом мире. Он рос впечатлительным ребенком. И уже вначале судьба его соткана из двойственности, он был лордом, но бедным, он был красивым юношей, но хромым. Жажда идеальной любви сочеталась в нем с желанием чувственных наслаждений. Он сумел взрастить в своей душе идеал прекрасной одухотворенной женщины, которой и был предан всю жизнь. Но в реальности этим идеалом была сводная сестра, страстная привязанность к которой разрушила его брак с внешне благочестивой женой.
Это обстоятельство навсегда связывает Байрона с Европой, делает из него изгнанника, бунтаря-одиночку.
Несмотря на насыщенную внешними событиями жизнь, Байрона постоянно гнетет чувство одиночества. Чтобы избавиться от этого, он путешествует, завязывает знакомства, наслаждается красотой и жизненной силой природы. Он хочет обрести мир для своей души, но все тщетно. Сосредоточенность на своем внутреннем мире не мешала ему слушать пульсацию происходящих событий. Европу сотрясали политические междоусобицы и войны. Байрон, имевший тонкое чувство справедливости, сразу включается в водоворот исторических событий. Одновременно он ненавидит войну, которая разрушает человеческие отношения и приносит смерть. Он видит ,что войны в Европе - это обычный способ для сильных мира сего нажить огромные деньги.
На родине и в Европе он остается одной из самых скандальных личностей. Байрон отличался от всего, что было безликим, серым, посредственным. Казалось, что он был человеком большой души, не мог пройти мимо чужого горя, но это не мешало ему быть мелким в своем себялюбии. Он осознавал и принимал себя как упорствующего нераскаянного грешника, которому нет прощения. (Образ нераскаянного грешника один из главных в его поэзии). Он знал, что быть с Господом – это правильно, иначе бы не желал дать своей дочери Аллегре христианское воспитание, но сам жить по- христиански не умел. Единственное, что он соблюдал неукоснительно- это пост в пятницу, когда распяли Христа...Нераскаянность порождала тоску и уныние, Байрон активно убивает эти чувства в поездках и любовных приключениях, он бросается в круговорот политических и военных событий, литературное поприще- это тоже для него своего рода арена борьбы. Почти каждое произведение лорда Байрона вызывало бурю.
В 33 года он чувствует себя стариком, «перемена декораций» ни к чему не привела, в нем манфредовское нежелание жить, в своем дневнике он пишет: «…мне исполнится тридцать три года!!!- и я ложусь с тяжелым сердцем оттого, что прожил так долго и так бесполезно». Однако духовный сдвиг уже заметен.
Байрону удалось даже гибель порочной человеческой души представить в прекрасном мученическом ореоле. Он выступает адвокатом человека, бросает вызов и Небесам и аду. Правда получается, что человек изначально заложник ситуации, и поэтому ответственность за свои поступки перекладывает на Того, кто якобы является причиной сложившейся ситуации. В «Каине» вина за происходящее на земле лежит на том, кто ее создал, тогда как в «Манфреде» поэт еще пытается отгородиться как от злых, так и от добрых сил, т.е. пытается сам разрешить вечные вопросы. Один из них – несет ли знание мира, постижение тайн бытия счастье для человека? Опустошенная и все постигшая душа Манфреда не находит его. Оказывается, что высшим счастьем для него могла бы быть любовь, которой он пожертвовал ради своих знаний, ради покорения темных духов. Тоска по любви и боль потери, однако, не способны уже вернуть ему смысл жизни.В «Каине» у человека есть все для счастья – семья, труд, любимая женщина, прекрасные дети. Однако человек не доволен. Он опять копается в вечных вопросах. Является ли Бог тираном, который хочет, чтобы все вершилось по его воле, или он создатель дивного мира, вдохнувший во все живое свою любовь? Как и почему пришла в мир первая смерть? Почему дети страдают за грехи их родителей? Есть ли живой мир только на Земле? Познание- это путь ведущий к добру или злу? Чего хотят Бог и дьявол от человека? Человек не просил, чтобы его создавали, за что ему столько страданий? Не слишком ли великое наказание назначено человеческому роду за грех Адама и Евы? Почему Каин мог любить и иметь женой свою сестру (ведь других женщин еще быть не могло), а последующие поколения людей будут осуждать родственные браки? Не целесообразней ли пресечь человеческий род, чем плодить миллиарды грешников? Стоит ли зачинать жизнь, если над ней уже висит проклятье первородного греха? Почему тот,кто виноват не отвечает за свои поступки, а понадобилась искупительная безвинная жертва – Христос? Все эти вопросы не новы, и, наверное, многие из них задает себе каждый задумывающийся над смыслом жизни человек. Как на них отвечает Байрон?
Комментарии