В деле атомного шпиона в Израиле была еще одна секс-приманка

 Мордехая Вануну

 

Одна из самых известных историй в деле «атомного шпиона» Мордехая Вануну связана с «Синди», разведчицей из «Моссада».

Она соблазнила Вануну и уговорила его улететь с ней из Лондона в Рим, где его и похитили израильтяне.

Недавно  узнала, что Синди – не единственная соблазнительница, которая участвовала в охоте на Вануну.

 

Была еще одна «девушка-приманка», агент ШАБАКа, которая cумела получить информацию о местонахождении Вануну.

 

Вануну – техник-ядерщик, который восемь лет проработал начальником смены в Димоне и был уволен по сокращению штатов в 1985 году.

Незадолго до этого он тайком пронес фотокамеру на место работы и сделал сотни снимков секретного объекта. А через некоторое время после увольнения Вануну покинул Израиль, прихватив фотоснимки реактора. Которые некоторое время спустя были опубликованы в Sundey Times.

 

Известно, что в операции по поиску, похищению и возвращению Вануну работал эксперт, который составлял психологический профиль беглеца. Его рекомендации были положены в основу инструкций для агента «Синди» (настоящее имя Ширли Бен-Тов).

Главной ее задачей было установить эмоциональную связь с Вануну, чтоб убедить его покинуть Лондон и улететь с ней в романтическое путешествие в Рим.

В итальянской столице Вануну захватила спецгруппа  «Моссада» и тайком отправила в Израиль на корабле ВМС. Окружной суд приговорил его к 18 годам лишения свободы, десять из них – в одиночной камере.

 

Но когда в 1999 году суд разрешил опубликовать некоторые материалы дела Вануну, раскрытие протоколов было частичным, и многие детали оставались конфиденциальными.

С тех пор преобладает мнение, что спецслужбой, которой удалось найти Вануну за границей, был «Моссад». Но  стало известно, что первыми напали на его след оперативники ШАБАКа.

Оказывается, в рамках расследования Sunday Times - газеты, впоследствии опубликовавшая материал о якобы имеющейся в Израиле ядерной программе - ее журналист Питер Хонам прибыл в Израиль, где поселился в отеле на улице Яркон в Тель-Авиве. Он связался с несколькими местными журналистами, которые писали об израильских ядерных исследованиях.

 

Кто-то из них сообщил в ШАБАК о его интересе к Вануну. И тогда спецслужба выманила британского журналиста из отеля с помощью очередной «соблазнительницы».

А за время его отсутствия сыщики смогли узнать о его планах, и позже - получить информацию о том, что Вануну находится в Лондоне.

Все это и подготовило почву для встречи «Синди» с Вануну.

 

Кто нажмет израильскую ядерную кнопку?

Ядерная программа – один из главных секретов Израиля. Согласно зарубежным публикациям, ядерная программа Израиля преследует цель производства ядерного оружия.

Если это так, каков процесс принятия решений по этим вопросам? Или другими словами: кто те люди, которые нажмут на ядерную кнопку?

Эти вопросы волнуют любую страну, у которой есть ядерная программа.

 

На прошлой неделе в этой тайне образовалась узкая брешь. Это произошло в ходе дискуссии после израильского спектакля «Мистер V», который рассказывает о жизни Вануну.

Спектакль был впервые поставлен еще в период, когда тот отбывал наказание. После спектакля состоялась дискуссия, в которой участвовал бывший адвокат Вануну Авигдор Фельдман.

 

Фельдман поведал, как 34 года назад вызвал премьер-министра Шимона Переса и тогдашнего председателя комиссии кнессета по иностранным делам и обороне Аббу Эвена на допрос в качестве свидетелей защиты.

Фельдман расспрашивал Переса и Эвена о процессе принятия решений и о том, кто контролирует израильскую ядерную программу.

«Мой главный аргумент на суде заключался в том, что израильское общество имеет право быть в курсе процессов, происходящих вокруг ядерного реактора, – отметил Фельдман в ходе дискуссии. – Свидетельские показания Переса и Эвена подтвердили мое главное утверждение: реактор в Димоне и все, что с ним связано, контролируется небольшой группой, подкомиссией комиссии кнессета по иностранным делам и обороне.

Все вопросы по этому поводу остаются вне парламентского контроля».

 

Вануну пришел посмотреть спектакль, но в конце представления покинул зал и не участвовал в обсуждении.

В 2015 году он вступил в брак с гражданкой Норвегии, но Фельдман выразил сомнение, что суд разрешит ему выехать из Израиля. Почему?

 

Потому, что изначально офицеры службы безопасности реактора, их кураторы из Комиссии по атомной энергии, министерства обороны и самого ШАБАКа проявили халатность.

Хотя им было известно о причастности Вануну к студенческой ячейке компартии, о его участии в демонстрациях против первой ливанской войны и о его радикальных взглядах - они не предотвратили его предательства.

 

Единственное различие между Вануну и Поллардом состоит в том, что последнему было разрешено покинуть свою родину. Я утверждаю, что отказ Израиля выпустить Вануну вызван исключительно желанием спецслужб отомстить ему за разоблачение их халатности.

 

Уволившись с работы, Вануну отправился в путешествие на Дальний Восток, затем переехал в Австралию, обратился в христианство и присоединился к англиканской церкви.

В сиднейской церкви он встретил Оскара Герреро, колумбийского журналиста, который, узнав его историю, вызвался стать посредником между ним и британской Sunday Times.

Затем группа журналистов-расследователей из газеты во главе с Питером Хонамом вывезла Вануну из Сиднея в Лондон, где его расспрашивали в течение трех недель.

После задержек, колебаний и проверок в сентябре 1986 года газета опубликовала результаты расследования, включая фотографии реактора, чертежи и пояснения к местонахождению корпусов.

Основываясь на показаниях Вануну, газета подсчитала, что Израиль произвел около 200 ядерных бомб разных типов.

 

Все составы судов неоднократно соглашались с тем, что отъезд Вануну может нанести значительный ущерб безопасности страны. Из этого можно сделать вывод, что Вануну никогда не позволят покинуть Израиль.