Библейские стереотипы. Зачем Моисей 40 лет водил свой народ по пустыне?

На модерации Отложенный

По одному из определений стереотипа, это - устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами.


И из этого утверждения можно было бы сделать как минимум два вывода. С одной стороны, стереотипы полезны уже потому, что свидетельствуют о наличии хоть каких-то внутренних идеалов.
Но, с другой стороны, слова "устоявшееся отношение" означают, что стереотип после своего появления существует уже как бы сам по себе, отдельно, так сказать, от первоисточника.


И не факт, что при этом стереотип сохраняет близкое соответствие своему первоисточнику по смыслу. А это уже может быть не очень хорошо.


Другими словами, стереотип сам по себе как бы и не плохое явление. Но то, что он (системно) может не соответствовать своему основанию (первоисточнику) - это уже, согласитесь, чревато.

Как ни странно, но самая издаваемая (но, видимо, не самая читаемая) на нашей планете книга - Библия - является источником и, соответственно, сопричиной большого количества стереотипов. И для коррекции возможных издержек от несоответствия тела стереотипа смыслу первоисточника, на мой взгляд, было бы полезно на эти несоответствия время от времени указывать.

Вот, например, история с Исходом евреев из египетского рабства.

Связанный с этой историей распространённый стереотип гласит:


Моисей водил свой народ по пустыне целых 40 лет, чтобы в землю обетованную вошли только свободные люди.


То есть, по смыслу этого стереотипа, сверхидеей пророка и мудреца была задача очистить (естественным путём) подответственное ему общество от всех, имеющих в своей душе пятно (египетского) рабства, дабы на новом месте это горькое наследие не могло уже обосноваться.

Красивая, что не говори, идея. И понятен в своём просветительстве стереотип. Вот только к первоисточнику он не имеет никакого отношения, как его не толкуй.

Во-первых, собственно против рабства (не египетского, а вообще) ни Библия, ни Моисей особо против ничего не имели. Это были реалии того времени, и это было нормой.


Во-вторых, в Библии достаточно конкретно указано, почему именно определённые люди не попадут на новую землю:


«Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее;»
Числа XIV, 22, 23:


Очевидно, что речь идёт о неверии в славу Господа, и о недоверии правильности диктуемого Им пути (а также о Его некоторой раздражительности).

Собственно, против греха недоверия направлены целых три первые заповеди Декалога.

Собственно, за этот грех и не был дан, говоря современным языком, вид на жительство в земле обетованной всем, кого Моисей вывел из Египета. Включая, кстати, и самого Моисея вместе с его первым помощником и заместителем, Аароном.

А в третьих (и что самое характерное), последующее поколение израильтян за тот же самый грех - сомнение в правильности воли Господа - было наказано в тех же самых конкретных обстоятельствах уже совершенно по-другому.

Вот смотрите сами: бывшие рабы из боязни силы своих потенциальных врагов, ханаанеев (и ещё шести народов с ними), которых они по указанию Господа должны уничтожить или прогнать из земли обетованной, очень эмоционально противятся этому.

«И подняло все общество вопль, и плакал народ в ту ночь; и роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! и для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жены наши и дети наши достанутся в добычу; не лучше ли нам возвратиться в Египет?»
Числа XIV, 1, 2, 3:


Очевидно, в этом случае налицо проявление как рабской психологии (говоря в терминах обсуждаемого стереотипа), так и греховного неверия. Наказание (вымоленное, кстати, Моисеем: Господь вообще собирался просто всех уничтожить) нам известно: в визе всем было отказано.

А вот такая же история, но случившаяся уже спустя 40 лет:

«И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть в пустыне, ибо нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища».
Числа XXI, 4. 5;


Обратите внимание: ведь не осталось же никого из тех, кто был выведен Моисеем из Египта, а слова говорятся те же самые - "зачем нас оттуда увели?"

Формально - и рабство душевно-египетское то же, и неверие иже с ним.

Правда, наказание за эти слова уже другое:

«И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из Израилевых».
Числа XXI, 6;


В результате этого инцидента и народ Израиля в очередной раз, как и полагается, поплатился за своё неверие - но и в земли новые тем не менее осталось ещё кому войти. Видимо, теперь это было важнее.

Вот только к выдавливанию раба по капле из себя и по человеку из общества, как мы видим, история эта ну совершенно не относится.

Хотя, как уже говорилось, идея была очень даже красивая. Красивое, но не совсем корректное отношение к происходившим событиям. Аминь.