О российской национальной идее

На модерации Отложенный

Как известно, прорубив окно в Европу и широко распахнув его для проникновения в Россию европейской культуры, Петр І положил начало нескончаемому спору о путях ее развития. Начиная примерно с 40-50-х годов ХІХ века, все российское образованное общество было разделено на два непримиримых лагеря – славянофилов и западников. Славянофилы провозглашали идею исконно русского пути, западники настаивали на европейском выборе.

Впервые победа западников над славянофилами была одержана в 1917 году, когда такое сугубо западное учение, как марксизм, стало определять направление государственной политики России. Сколько бед это принесло российскому народу, всем хорошо известно. Но поскольку внедрение этой идеологии осуществлялось «сверху», в конечном счете, она была народом отвергнута.

Окончательно же славянофильские устремления были отброшены только после 1991 года. Но на этот раз, российское общество уже само сделало выбор в пользу западного пути развития, переняв, под влиянием средств массовой информации, поп-культуры и кинематографа, западную систему ценностей, с ее культом денег и власти. Если в СССР, отчасти сохранившим еще приоритеты дореволюционной России, престижно было становиться грамотными инженерами, выдающимися учеными или известными писателями, если тогдашние мальчишки мечтали быть летчиками или космонавтами, то героями нашего времени стали люди, просто имеющие много денег.

Но, перенимая западные ценности, мы разрушали собственные. Законы бизнеса таковы, что для получения прибыли используются любые средства, вне зависимости от степени их безнравственности. Никакие моральные нормы не удержат делового человека, если ему будет выгодно их нарушить, иначе он просто проиграет конкуренцию своим более безнравственным партнерам. Поэтому с переходом на буржуазный путь развития неизбежно происходит снижение в обществе общего нравственного уровня. Ложь, воровство, убийство, предательство становятся просто способами достижения цели.

Надо ли доказывать, что для России путь этот не оказался органичным. То, что по уровню коррупции, преступности, наркомании, детской смертности Россия после 1991 года стала занимать первые места в мире, есть прямое следствие снижения в обществе нравственного уровня. Так бывает, когда организм, живущий в условиях естественной природы, вдруг помещают в удушливую атмосферу большого города. Житель мегаполиса в этой атмосфере чувствует себя прекрасно, но для того, кто привык к свежему воздуху, она может оказаться смертельной. Россия стала умирать. Поэтому вопрос поиска своего, российского пути развития является для России в полном смысле слова вопросом жизни и смерти. Как же найти этот путь?

Очень хороша мысль о национальной идее, которая должна была бы духовно объединить народы России и дать им направление развития. Такая национальная идея действительно могла бы стать для России спасительной. Но до сих пор все попытки ее сформулировать так и остались попытками, не найдя отклика в широких слоях общества и потому не получив никакого практического воплощения. Трудность заключается в том, что национальной идее нельзя дать определение, то есть заключить в какую-то одну, емкую фразу. Стоящая перед национальной идеей задача включает в себя слишком много аспектов, чтобы быть охваченной какой-либо единой мыслью.

Кроме того, национальная идея может стать результативной лишь в том случае, если найдет отклик в душе каждого человека, если окажется органичной для всех. Весь народ должен поверить в ее безусловную ценность, обязательность для себя. А для этого нужно, чтобы национальная идея была созвучна его глубинной сущности. Поэтому национальная идея должна опираться на национальный психологический тип, в котором была бы воплощена и вся многовековая российская история, и российские традиции, и сформированная на их основе понятная российскому человеку система ценностей.

На первый взгляд, задача такой колоссальной сложности кажется неразрешимой: можно ли найти национальную идею, которой проникся бы весь народ? Тем более что Россия не только многонациональная, но и многоконфессиональная страна. Здесь каждый народ имеет свою территорию, свой язык, свою культуру, а часто и свою веру. Может ли существовать некое сугубо духовное основание способное объединить людей, принадлежащих не только к разным национальностям, но и к разным вероисповеданиям? Между тем, решение этой задачи буквально лежит на поверхности: российская национальная идея целиком содержится в русской классической литературе (замечу, русской я считаю литературу, написанную на русском языке, вне зависимости от национальной принадлежности ее автора).

В самом деле, литература любой страны – всегда есть самое полное, самое точное выражение национального характера. Ее корни уходят глубоко в традиции своего народа, в его верования, в его фольклор. Она вырастает вместе с ним, взрослеет в его свершениях, становится символом, по которому создавший ее народ узнается в мире. Но главное, национальная литература утверждает те ценности, которые, будучи прямыми выразителями национального характера, тем самым определяют и вектор развития общества.

В этом смысле русская классическая литература представляется подлинной сокровищницей. Будучи литературой мирового уровня, она близка и понятна всем людям вне зависимости от национальности, конфессии и места проживания. Более того, русский язык, как язык межнационального общения, является мощным объединяющим фактором, а написанная на этом языке литература создает единую для всех систему нравственных ценностей. Причем воспитание в людях нравственных начал происходит в этом случае без всякого принуждения, как бы само собой, просто в силу сопереживания описываемым в книге событиям и героям. Поэтому люди, любящие русскую литературу, получают такой заряд нравственности, который не может сравниться ни с какими иными воспитательными мерами.

Проблема, однако, заключается в том, что наше общество, встав на западный путь развития и увлекшись американщиной, просто перестало читать книги. Поэтому приобщение народа к чтению русской классики по силам только государству.

Воспитание в российском обществе любви к русской художественной литературе должно стать делом государственной важности. Должна быть разработана специальная государственная программа воспитания культурного человека, включающая в себя систему популяризации русской классики – начиная от ее углубленного изучения в школах и ВУЗах (в том числе и технических) и до продуманной политики в области издательского дела, выпуска на телевидении литературных программ и экранизации произведений.

Государство должно создать такие условия для интенсификации этого процесса, чтобы популяризировать русскую классическую литературу было выгодно. Ведь это не только полезно, это, прежде всего, чрезвычайно интересно! Вспомним такие прекрасные экранизации, как «Маленькие трагедии» Е. Шварца, «Дворянское гнездо» А. Кончаловского, «Мастер и Маргарита» В. Бортко, его же «Идиот», «Собачье сердце», «Тарас Бульба». А по своему разнообразию, по богатству разработанных тем, по уровню мастерства, с которой эти темы были решены, русской литературе просто нет равных.

Люди, воспитанные на русской литературе, вырастут настоящими патриотами своей земли. Они никогда не совершат предательство, не пойдут на преступление, не обидят слабого. Конечно, все не изменится на следующий день, это процесс эволюционный. Но это процесс в нужном направлении. Уже первое поколение, воспитанное на русской литературе, будет в корне отличаться от всех предыдущих. Поистине в этом, и только в этом наше спасение.