Принцип дополнительности и теория познания
Система господствующих в мировом научном сообществе «общепринятых» методологических принципов образует соответствующий стиль мышления ученых, иди научную парадигму. В классической науке после получения эмпирического материала строили однозначное теоретическое обобщение для соответствующей предметной области. Казалось суммируя знание мы получаем законченную и единственно возможную картину мира. Классической науке были присущи общепринятые в те времена методологические принципы: вера в кумулятивное накопление истинного знания, в существование методов, позволяющих построить абсолютно-истинное знание. Свойства объекта закреплялись за объектом и считались присущими «самому» объекту. Нельзя было представить, что объект исследования может обладать несовместимыми свойствами.
С возникновением квантовой механики эта идиллия была нарушена. Луч света в одних приборных взаимодействиях вел себя как волна, в других - как частица. Различные и нecoвмеcтимые эмпирические условия привели к проявлению несовместных свойств одного и того же объекта. Философы насторожились. возникли вопросы: Какова же природа микрообъекта «на самом деле», каковы они «сами по себе»?
Подобные вопросы характерны для фундаменталистского стиля мышления, который достался новой познавательной ситуации от старой.
Трудно воспринимался тот факт, что говорить о свойствах исследуемого объекта (в том числе и квантовомеханического) вне его отношений и взаимодействий с субъектом познания бессмысленно, свойства вне отношений не проявляются.
Непротиворечиво совместить корпускулярные и волновые свойства в одном объекте казалось невозможным, как и невозможным был отказ от эмпирического существования того и другого. Оставалось допустить сосуществование логически несовместимых свойств, которые в своем единстве позволяют субъекту познания получить более полное описание квантово-механического объекта. Поскольку такие свойства дополняли друг друга, то возник в физике принципа дополнительности. Вначале он был сформулирован Нильсом Бором применительно к квантовой механике, а позже приобрёл широкий методологический характер, что конкретизировало некоторые теоретико-познавательные предпосылки философии и способствовало становлению эволюционной эпистемологии, т.е. современной теории познания.
Однако до сих пор «кое где ещё порой» ищет ответ на вопрос о свойствах микрообъекта «самого по себе». ищут «двойственную сущность» волны и частицы.
Комментарии