О причинах деградации постсоветских окраин

На модерации Отложенный

Молдова, перегон Рэуцел — Бэлць-Ораш

 

12 февраля 2021 года «Железная дорога Молдавии» прекратила движение местных и пригородных поездов. Учитывая, что их там оставалось всего три – Кишинёв-Унгены, Кишинёв-Бендеры и Бельцы-Окница, это фактически означает полное прекращение железнодорожного сообщения в Молдавии.

А учитывая 800 млн. леев (37 млн. долл.) накопленных долгов, можно с уверенностью сказать, что инвесторов, согласных за свой счёт поднять заведомо бесперспективное предприятие, власти Молдавии не найдут точно. Значит, стоит ожидать массовой распродажи остатков имущества ЖДМ буквально во вторчермет.

Таким образом, Молдавия становится первой из постсоветских республик, проевшей советское наследие и возвращающейся в состояние нищей, глухой окраины, в каком она пребывала ещё до Первой Мировой войны.

Следует отметить, что она такая не одна. Следующей в очереди на деградационное падение стоит Прибалтика. В конце января 2021 массовую распродажу имущества, включая рельсы на металл, начала «Латвийская железная дорога». Из-за низкой численности населения и прекращения российского грузового транзита тихо загибаются железные дороги Эстонии.

Худо-бедно ещё держится Литва, сумевшая перетянуть на себя российские и белорусские транзитные грузы. Но и там, в целом, всё плохо, так как держится на плаву только благодаря евродотациям, которые фактически заканчиваются. Евросоюз взял из Прибалтики всё, для себя интересного, и больше не видит смысла продолжать кормить её даром.

Впрочем, прибалтийские страны хотя бы небольшие по размерам и до 2021 года имели возможность пользоваться достаточно большими объёмами материальной помощи из центральных фондов Евросоюза, которая формировала у них до 10-11% ВВП. Это заметно снижало темпы деградации инфраструктуры. А вот тем, кому дотаций не досталось, зато территория требовала гонять поезда на приличные расстояния, оказалось совсем невесело.

Как заявил бывший премьер-министр Алексей Гончарук, если не предпринять срочных мер, к 2025 году Украинские железные дороги перестанут существовать. Они не ремонтировались с 90-х, подвижный состав настолько изношен, что самовозгорания поездов стали практически нормой. Горел дизель-поезд Сумы-Мерчик, 2 января 2020 загорелся поезд Харьков-Херсон. Правительство Украины пытается продать «Укрзализницу» германскому оператору, но переговоры успеха не имеют.

Все перечисленное наглядно показывает очевидное. Развитую транспортную инфраструктуру постсоветские республики банально не тянут (даже Белоруссия, если перестанет поддерживаться дотациями из России).

Крохотность собственных экономик не позволяет надеяться на обеспечение объёма грузопотока, необходимого для хотя бы минимальной загрузки, требующейся для самоокупаемости. Например, смерть портовой инфраструктуры для Прибалтики, о чём РУССТРАТ писал в материале «Для Латвии пришло время расплачиваться за русофобию», не оставляет шанса экономикам этих стран от слова совсем.

В советские времена железные дороги республик строились на общие деньги и загружались задачами в подавляющем большинстве транзитного характера. По мере усиления там русофобии, происходит разрушение хозяйственных и торговых связей. Возить становится нечего.

И постсоветское пространство тихой сапой превращается в то, чем оно было до вхождения в состав СССР – в нищую, технологически отсталую полосу запустения где-то между двумя цивилизациями: российской и европейской.

Причём, если «оккупанты», как сегодня там модно называть советский период, инфраструктуру и промышленность «покорённых народов» активно развивали и технически совершенствовали, то Европейскому союзу эта глушь интересна только в качестве источника максимально дешёвой рабочей силы.

Достигают этого они простым путём – постепенного понижения уровня жизни на окраинах. Чтобы, по сравнению с ним, работа даже по 14-15 часов в сутки, без соцгарантий, за «три копейки» им казалась счастьем.

И надо признать, это работает. В феврале 2014 украинцы сломали свою страну ради призрачной «евроассоциации и безвиза». 20% граждан Молдавии постоянно находятся в Европе «на заработках», как правило, на самой малооплачиваемой, грязной и тяжёлой работе. Прибалтика таким же образом за 30 лет потеряла до 30% (!) населения, имевшегося там в 1991 году.

Но долго такое длиться не может. Советские запасы стали подходить к концу. Молдавия оказалась лишь самым слабым звеном. А так аналогичная судьба ждёт их всех. Причём, буквально в ближайшее время. И этот итог закономерен.

Впрочем, в каком-то смысле это даже хорошо. Транспортная и инфраструктурная деградация постсоветского пространства резко снижает логистическую проходимость территории для любой, хоть сколько-нибудь массовой современной армии. А значит, вероятность военной агрессии НАТО в Россию уменьшается.

Не потому что миролюбивые, а по банальной причине – не смогут пройти физически. И это не единственный положительный момент в происходящем.