Эрих Швам завещал 2 млн евро французской деревне, где его спасли в годы Холокоста
На модерации
Отложенный
Панорама Шамбон-сюр-Линьон. Фото: office-tourisme-haut-lignon.com
90-летний Эрих Швам, скончавшийся в декабре прошлого года, завещал все свое немалое состояние горной деревне Шамбон-сюр-Линьон на юго-востоке Франции.
До осени 1942 года семья Эриха — еврейские беженцы из Вены — жили в лагере для интернированных лиц в Восточных Пиренеях. Отец — врач — работал в роддоме, а мать заведовала библиотекой. В ноябре лагерь был закрыт (часть его обитателей депортировали в Освенцим), а в феврале 1943 года подростку с родителями удалось найти убежище в деревне Шамбон-сюр-Линьон в департаменте Верхняя Луара.
Местный пастор Андре Трокме и его жена Магда с 1940 года давали приют беженцам и призывали к этому своих односельчан. Прихожане сами приходили на железнодорожную станцию и разбирали прибывших евреев по семьям. Часть детей размещали в интернате, школе и отеле. Благодаря тому, что деревня была изолирована от цивилизации, жандармы Виши здесь появлялись нечасто. Обычно крестьяне узнавали об этом заранее и прятали «своих» евреев в ближайших горах.
|
|
Паспорт юного Эриха Швама. Фото: Lacommere43 |
|
На требования властей составить списки евреев, живущих в городке, пастор отвечал: «Мы не знаем, кто такие евреи, знаем лишь людей». Одно время Андре приходилось скрываться из опасения быть арестованным, но земляки продолжали помогать беженцам, следуя завету своего пастора «исполнять волю Бога, а не людей». Никто не сдал ни одного «нелегала». Несколько мужчин заплатили за это жизнью, в том числе двоюродный брат Андре — Даниэль.
Как директор приюта он отказался выдать своих подопечных, и был отправлен в Майданек, откуда уже не вернулся. Примерно 3,5 тысячи евреев (треть из них — дети) удалось спасти жителям Шамбон-сюр-Линьон, а более сорока горожан удостоились звания Праведников народов мира.
Среди спасенных был выдающийся математик Александр Гротендик, востоковед Жорж Вайда, известный историк Исаак Жюль и многие другие. Был среди них и Эрих Швам.
Мемориал в честь Шамбон-сюр-Линьон в «Яд Вашем» " data-entity-type="file" data-entity-uuid="a7c5d6c3-533d-43f2-921a-73458cb024bf" height="494" src="https://imgprx.livejournal.net/956ad223147b7008e5c1945da218316473bb2fbb/vXOYU1J5t2JycEHzB5-6f1cjbo-nLvAJDRAWLS0FwkM4Ow7EcOq4vkvnInrpkkpRDSnjY6OOom4f5SEII8i_GfJ-6vyPUNedAZjlVp177Iq10c3A7cLYchPiZzcdbpK0" width="720" loading="lazy" style="border-style: none; box-sizing: border-box; max-width: 100%; height: auto; margin-bottom: 15px;">Мемориал в честь Шамбон-сюр-Линьон в «Яд Вашем»
После войны юноша изучал фармацевтику и женился на католичке из предместья Лиона. Лет 15 назад Эрих пришел к мэру Шамбон-сюр-Линьон и сказал, что хочет упомянуть деревню в своем завещании. О сумме стало известно лишь после смерти мужчины, не имевшего детей и завещавшего свое состояние на образовательные и молодежные инициативы, в частности, стипендии местным школьникам и студентам. Г-н Швам был очень сдержан и не хотел огласки, — отметили в мэрии.
На сегодняшний день Шамбон-сюр-Линьон — единственная деревня во Франции, отмеченная званием Праведника народов мира. В честь жителей этого населенного пункта в саду музея «Яд Вашем» в Иерусалиме установлена мемориальная плита.
Отметим, что не только евреи находили здесь приют и убежище. В годы Французской революции в городке скрывали опальных священников, в 1930-е принимали испанских республиканцев, а в нашем веке привечают беженцев с Ближнего Востока.
Комментарии